Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 635 Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе № 9« Зимующие птицы».

Опубликовано 13.03.2016

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 32 « Дуслык» г. Белебея

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

 

Конспект организованной образовательной деятельности

По познавательному развитию ( ФЭМП)

В подготовительной группе № 9

« Зимующие птицы».


 Воспитатель:

Шахова  Наталия

Ивановна


 

Белебей 2015

 Конспект организованной образовательной деятетельности

По познавательному развитию ( ФЭМП)

« Зимующие птицы».

 

Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение составлять условие, ставить вопрос, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.

Развивающие задачи. Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных  изображений синиц,  плоскостные изображения 8- и  воробьев и 7-и свиристелей, сектор и картинки для игры «Птичий год», рисунок ребуса, набор цифр от 1 до 10, математические знаки «- », «+», «=» на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками,  простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, запись музыки башкирского композитора, магнитофон.

 

Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.

  Ход организованной образовательной деятельности

 

  1. Организационный момент.

  Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.

  - Великолепен вид зимней природы Башкортостана. Могучие сосны и ели оделись  в белоснежные одеяния. Стройные березы стоят как невесты. Воздух морозный и тихий в лесу. И кажется, как будто иголочками колит щеки. Торжественно, светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим на солнце снегом. Могучие горы, как большие белые великаны охраняют красоту и величие природы. Природа Башкортостана удивительно красива: чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Ни одно время так не волшебно, как зима!

 - Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме и зимующих птицах. Внимательно послушайте стихотворение «Зимний лес», которое выучили Артур и Даша Злыдникова. Постарайтесь запомнить, названия каких птиц прозвучат в стихотворении.

  1 ребенок.

  В снежных шапках елки дремлют.

  Снег укрыл периной землю.

  Под сосной в своей берлоге

  Спит хозяин леса строгий.

  Только дятел на сосне

  Телеграмму бьют жене,

  Да сорока спозаранку

  Прилетела на полянку

  Посмотреть, как свиристели

  На кусты калины сели.

  2 - ой ребенок

  Да синички в майках желтых

  Закружились возле елки,

  Да тетерки в снег ныряют,

  В прятки, может быть, играют?

  Серый филин в самой чаще

  Из дупла глаза таращит.

  Вот как много птиц мы встретим.

  Перечислите их дети.

  - Дети. Дятел, сорока, свиристели, синички, тетеркам, филин.

  - Сколько всего названий птиц прозвучало в стихотворении?

  - Дети. Всего прозвучало шесть названий птиц.

  - Правильно, вы очень внимательны!

  Игра «Воробьи»

  Десять воробышек спустились на снег,

  Скачут и что - то клюют без оглядки.

   Котик – хитрюга внезапно подкрался,

   Схватить одного воробья пытался.

   Вот как опасно клевать без оглядки!

   Сколько теперь их клюют без опаски?

  - Дети. На снегу не осталось ни одного воробья. Все они взлетели на ветки дерева.

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 9 синиц, 5  карасей. Сколько птиц ответь скорей?

- Дети. Над рекой летело 10 птиц. (1 голубь и 9 синиц).

- Как вы получили число 10?

- К  1 + 9  = 10. ( К 1 прибавили девять, получили десять).

- А почему не посчитали щуку и  карасей?

- Мы их не посчитали, потому что это рыбы, а задание было посчитать только птиц.

- Верно. С этим заданием  вы справились.

- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?

  - Дети. Первой  нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.

  - Вы правильно выполнили задание.

  (Предлагаю детям пройти  и сесть за  столы).

      Игра «Прилетели снегири».

  Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.

  ( Приглашаю подойти к фланелеграфу, на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).

-  К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.

 - Дети. Между птицами с номеров «три» и «пять» сидит птица с номером «четыре», потому что в ряду чисел цифра «четыре» стоит после цифры «три», но перед цифрой «пять».

  Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.

Игра «Синицы на березе». Формирование  умения считать  двойками.                         (Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).

- Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?

- Дети. На верхней ветке березы  две синицы.

- Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.

(Вызванный ребенок выполняет задание – ставит на ветку четыре синицы).

- Сколько синиц на этой ветке?

- Дети. На этой ветке четыре синицы.

- Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание – ставит шесть синиц).

- Сколько синиц на этой ветке?

- На этой ветке шесть синиц.

- Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

- Сколько синиц на этой ветке?

- На этой ветке восемь синиц.

Посадите  на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

- Сколько синиц на этой ветке?

- Дети. На этой ветке десять синиц.

- Как мы получили каждое последующее число в этой игре?

- Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.

- Назовите количество синиц  на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.

- Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.

- Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!

 

Физминутка «В зимнем лесу»

Зимнее солнце         Дети разводят руки в стороны, затем поднимают их

                                  вверх, соединяют в кольцо над головой.

Спит в облаках.       Наклоняют голову к правому плечу, складывают

                                  «лодочкой» под правой рукой.

Гроздь рябины        Поднимают вверх поочередно левую и правую руку.

Горят на ветвях.      Делают фонарики.

Зайцы грызут           Сгибают руки в локтях, прижимают опущенные

У осинок кору          кисти  руки ук груди, движутся подскоками.

Стрекочут сороки    Машут руками, как перышками.

в сосновом бору.

Ёлочки белые          Приседают, кладут ладони на голову.

шапки надели.

Снежные вальсы      Кружатся.

танцуют мелели.

 

Игра «Составим задачу». Формирование умения составлять условия и ставить задачи.

  (Помещаю карточки с изображением восьми синиц и семи свиристелей. Перед детьми лежат контейнеры с цифрами и математическими знаками).

 - Давайте попробуем составить задачу о птицах, которые живут в зимнем лесу. Вам помогут мои советы. Сосчитайте, сколько воробьев и свиристелей живут в лесу. Сравните количество свиристелей и воробьев.

 - Дети. В лесу живут восемь  воробьев  и семь свиристелей.

  (Дети на столах выкладывают цифры «8» и «7».)

 - На сколько больше воробьев, чем свиристелей? Эта задача на вычитание.

  (Ребенок ставит между цифрами знак - , а после цифры «7» - знак «=».)

  Прочитайте выражение.

 - Дети. Восемь минус семь равняется один. Или : от восьми отнять семь - получится один.

 - Верно.

  Решение задачи. Совершенствование умения решать задачу.

- На сколько больше воробьев, чем свиристелей? Сосчитайте. Вы легко ответите на этот вопрос, если вспомните, на сколько восемь больше семи.

(Дети выполняют вычисления.)

- Дети. Воробьев  на одну больше, чем свиристелей.

- Поставьте соответствующее число после знака «равно».

(Дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята, вы правильно составили и решили задачу.

- А теперь мы с вами расскажем о том,  сколько птиц  прилетело  к нашей кормушке.

Пальчиковая гимнастика  «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей.

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

На каждое название дети загибают по одному пальчику.

Всем хватило зернышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

 

- Ребята, какие птицы прилетели к нашей кормушке?

- Дети. К кормушке прилетели синицы, воробьи, щеглы, дятел.

- Сколько прилетело синиц?

- Дети. Прилетело две синицы.

- А сколько воробьев на кормушке?

- Дети. На кормушке один воробей.

- Посчитайте теперь щеглов.

- Дети. Три щегла у кормушки.

- Какое количество голубей у кормушки?

- Дети. У кормушки три голубя.

- Сколько видим дятлов?

- Дети. Мы видим одного дятла.

- Сколько всего птиц прилетело к кормушке?

- Всего к кормушке прилетело 10 птиц.

- С этим заданием  вы тоже справились.

 

  Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.

  Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби , несущие в клювах примеры:

3 + ... = 4

6 + ... = 7

9 + ... = 10

3 - ... = 2

6 - ... = 5

8 - ... = 7

-  Пролетая над нами, голуби  показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.

  Разгадывание ребуса. Развитие мыслительной и речевой деятельности.

-  А теперь представляю вашему вниманию ребус. Для этого из названия этого напитка на рисунке уберите букву «к», а потом из названия цифры уберите первую букву. Какое слово получилось?

  Дети. Это слово - сова.

  Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.

  Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.

-  Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.

  Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.

-  Дети. Зима, весна, лето, осень.

-  Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.

-  Дети. Декабрь, январь, февраль.

-  Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.

  1 - ый ребенок

  Вот на ветках, посмотри.

  В красных майках снегири.

  Распушили перышки,

  Нежатся на солнышке.

 

 - На какой сектор вы поместите эту картинку?

 - Дети. На светло - голубой.

 - Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?

 - Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).

 - Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.

  2 - ой ребенок.

  Крики слышатся вдали,

  Улетают журавли.

  В синем небе тает стая.

  Улетают, улетают...

 -  Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).

 -  А эту картинку куда следует поместить?

 - Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.

 - Объясните свой выбор.

 -Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.

- Это верно. Слушайте следующее стихотворение.

  3 - ий ребенок.

  У леса на деревьях -

  Грачиная деревня.

  Как ветер начинается -

  Деревья все качаются.

  Качаются деревья.

  А с ними вся деревня.

 

 - Подберите картинку к этому стихотворению.

 - (Дети выполняют задание).

 - На какой сектор вы поместите эту картинку?

 - Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.

 - Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?

 - Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.

 - Правильно. Слушайте последнее стихотворение.

  4 - ый ребенок.

  Над речкой кружатся стрижи...

  Горячий воздух так дрожит,

  Что солнце в нем качается,

  Что солнце в нем купается.

  Подберите картинку.

  (Дети выполняют картинку).

  - Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?

 - Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.

 - На какой сектор вы положите картинку?

 -  Дети. Мы положим ее на красный сектор.

 -  Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?

  - Дети. Красный сектор обозначает лето.

  - Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.

  Рефлексия.

- Чему вы научились сегодня?

- Дети. Мы сегодня  вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу, разгадывали ребус,  играли в игру «Птичий год».

- Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вами.