Шумакова Ксения Фаритовна
МБДОУ №168 "Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово
Консультация для воспитателей: "Игровая деятельность в период адаптации в детском саду".
Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений, и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
-развивает искусство общения;
-помогает управлять своими чувствами;
-дает возможность пережить массу эмоций.
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
«Чьи вещи».
Цель: закрепить имена работников детского сада.
Ход игры: Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник-повар, стиральный порошок-прачка, музыкальные инструменты-музыкальный руководитель и т.д.). Взрослый говорит, что к ним в гости приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё.
Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».
«Найди игрушку».
Цель: знакомство с пространством и функциональным устройством группы.
Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
«Как пройти?»
Цель: помочь ориентироваться в детском саду.
Ход игры: «У Зайчика Степашки заболели ушки. Что ему делать? Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь». Дети должны описать путь до кабинета. Затем можно предложить детям «проводить» Степашку к врачу. Примерно так же можно «постирать» платье для куклы Кати, и т.д.
«Чей голосок?»
Цель: знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам.
Ход игры: Дети садятся полукругом, ведущий- впереди всех, спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.
«Назови имя».
Цель: знакомство детей друг с другом.
Ход игры: Дети стоят в небольшом кружке и бросают друг другу мяч, поймавший его, называет своё имя. Вариант игры: Дети со взрослым стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч.
«Клубочек»
Цель: закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре; вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.
Ход игры: Воспитатель стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка. Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» - воспитателя. Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка.
«Поезд»
Цель: закреплять умение знакомиться различными способами; развивать слуховое восприятие, координацию движений; способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами создадим поезд. Я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Ваня - едем!» Ваня должен будет «прицепиться» ко мне, он будет «вагончиком»! Игру проводить до тех пор, пока все дети не «прицепятся» к общему «паровозу».
«Воронята»
Цель: развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом.
Ход игры: Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Воспитатель говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», и начинают «летать» по комнате и махать «крыльями».
«Хоровод»
Цель: развитие у детей положительного эмоционального настроя; развитие тактильного контакта.
Ход игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Воспитатель и ребенок вместе подпрыгивают.
«Солнечные зайчики»
Цель: развитие у детей положительного эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.