Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1296 Сценарий образовательного действия с детьми подготовительной группы "Дикие животные средней полосы в зимнее время года" (по методике задачной формы обучения)

Опубликовано 20.10.2016

 ГБОУ Школа №2097 

дошкольное отделение (проезд Донелайтиса 16)

воспитатель Буранова Г.Ю.

 

Сценарий образовательного действия

 с воспитанниками подготовительной группы

 

Раздел: Расширение представлений об особенностях приспособления диких животных к изменениям природы.

Тема образовательного действия: «Дикие животные средней полосы в зимнее время года»

Занятия в разделе: III период. Занятий №2

Какая технология используется:

Задачная форма организации учебного процесса.

Что будут осваивать дети:

Способ выявления причин поведения диких животных в зимний период.

Чем владеют дети:   

-  различают времена года по их признакам;

-  отличают диких животных от домашних.

На каком материале будут осваивать:

  1. «Окружающий мир для дошкольников»  - А.А. Вахрушев
  2. Комплект наглядных пособий: «Окружающий мир для дошкольников» -

А.А. Вахрушев

  1. Набор карточек: «Дикие животные», «Домашние животные»
  2. Фрагмент из мультфильма «Храбрый заяц»  (Союзмультфильм - 1955)

 

Система заданий, обеспечивающих освоение заявленного способа действия

 

1 Актуализация знаний

Задание № 1 - направленное на закрепление знаний о диких животных и  умение их отличать  от домашних животных.

Задание № 2 – направленное на обобщение знаний детей об особенностях поведения диких животных в летний период.

 

2. На этапе интеллектуального затруднения

Задание №3 – ловушка направленное на овладение способом определения изменений в поведении животных с приходом зимы.

Точка рефлексии: Задание № 4 – направленное на выявления причин изменений в поведении животных в зимний период.

 

3. Этап  Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности

 Задание № 5 – групповое задание,  направленное на определение изменений поведения диких животных в зимний период  (на примере зайца).

Задание № 6– индивидуальная работа, направленное на определение несоответствия поведение диких животных в зимний период.    

 

 

За счет чего дети будут включаться в деятельность:

1.Групповая коммуникация на всех этапах организации учебной ситуации.  

2. Групповая работа при определении условных знаков, характеризующие состояние животных и людей в летний период.

3.Индивидуальная форма деятельности при работе с карточками.

4. Групповой просмотр фрагмента из мультфильма.

5. Активизация функций самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки деятельности.

6. Групповое оформление пригласительной открытки для животных.

                                  

Этапы организации учебной ситуации

 

Организационный момент ( 2 мин)

Восп. – Дети, мы получили письмо от слоненка. Как вы знаете скоро новый год. Все приглашают на праздник гостей. Вот и животные жарких стран  решили пригласить диких животных наших лесов, на праздник. Слоненок пишет, что они где-то слышали, что не всех диких животных наших лесов можно встретить зимой и не знают, кого можно приглашать и просит помочь. Я думаю, что мы с вами без труда им поможем. Для этого нам необходимо будет выполнить несколько заданий. А для того, чтобы при выполнении заданий не допустить каких-либо ошибок, я на всякий случай пригласила к нам мудрую Сову. Недаром лесные жители к ней обращаются за советом, когда у них возникают спорные вопросы. Вот и мы с вами тоже к ней обратимся, если в этом возникнет необходимость. Чтобы нашу сегодняшнюю встречу провести интересной я вам предлагаю разделиться на две команды (по три человека).  

Обговариваются правила работы в команде: все будут участвовать в обсуждении, и отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ, команда получает новогодний шарик и украшает им свою елку. Ответы обсуждается со всей командой, капитан назначает отвечающего. Если команда готова отвечать, то поднимает условный предмет. За нарушения правил снимается балл, и ответ не принимается.

Восп. – дети, вам дается 15 сек на обсуждение и принятие решения, кто в вашей команде будет капитаном.

Дети выбирают капитана команды.

Восп. – А теперь я предлагаю дать названия командам. У меня в мешочке находятся две карточки, где изображены какие-то предметы. Прошу капитанов подойти и достать из мешочка одну карточку. С изображением какого предмета карточка достанется капитанам,   так и будет называться команда  /колокольчик, звездочка/.

При оценке каждого задания педагог обращается к Сове за подтверждением правильного их выполнения.

 

Этап 1. Актуализация знаний (5 мин.)

Задание № 1 (2 мин.) - направленное на закрепление знаний о диких животных и  умение их отличать  от домашних животных.

Восп. –  У меня на доске две картинки.На ваших столах стоят коробки с карточками, где изображены животные. Ваша задача разделить их на две группы животных и закрепить на ту картинку, которая определяет место их обитания.

/На доске изображения леса и скотного двора. Каждый участник выбирает  карточку  и устанавливает к соответствующему изображению./

 

Восп. – время на обсуждения правильного выполнения задания  15 сек.

Детям предлагается вместе посовещаться и определить, соответствует ли отобранные картинки другой команды к изображениям на доске. Если команда выполнила задание правильно, то с помощью  синего магнита отметить их.

Восп. – команда колокольчиков оценивает ответы команды звездочек и наоборот. Команды, давшие правильные ответы получают фишки – елочные шарики.

Каждый член команды крепит шарик к своей елке.

 

Задание № 2 (3 мин.)направленное на обобщение знаний детей об особенностях поведения диких животных в летний период.

Восп. – В своей группе я услышала, как дети спорили,  какое время года им больше нравится. И не только им, но и животным, птицам тоже. На доске два листочка с фоновым изображением зимы и лето. У вас на столе лежат конверты. В них картинки людей, птиц и животных.  Я сейчас попрошу вас поместить эти картинки к изображению времени года, в котором  на ваш взгляд хорошо людям, животным и птицам.

Предполагаемые ответы детей: большинство детей поместят картинки на фоновое изображение лета.

Восп. – Ну что ж, вы считаете, летом всем очень хорошо. Как вы думаете, почему же все-таки  летом всем хорошо?  Вам дается время подумать и посовещаться. Время на коммуникацию 10 сек. Команда, у которой готов ответ поднимает свой знак и будет отвечать первой. Капитан назначает того, кто будет отвечать.

Примерные ответы детей:

- тепло;

- есть пища:

- хорошее настроение или весело

- есть, где укрыться.

Восп. - Давайте теперь  попробуем  обозначить то состояние, которое сейчас вы перечислили, условными знаками. Сейчас я попрошу подойти капитанов и получить конверт, в которых находятся картинки смайликов. Команды должны выбрать из них только те, которые соответствуют состоянию животных и людей в летний период и поместить их на доске.

Время на коммуникацию 10 сек.

 Фишку получает та команда, которая выбрала больше соответствующих условных знаков.

 

 

2. На этапе интеллектуального затруднения (5 –мин.)

 

Задание №3 – ловушка направленное на способ определения изменений в поведении диких животных с приходом зимы.

На доске картина, где изображены: девочка, заяц, белка, медведь, волк, лиса, еж, лось на зимнем фоне.

. Восп. – На доске вы видите изображения человека и животных на фоне зимы. Каждая команда получает набор картинок. Ваша задача отобрать те картинки, которые будут определять изменения в поведении человека и животных с приходом зимы, и установить их к изображению на доске. Что изменится в поведении этих животных и у человека зимой?

 Время на коммуникацию 10 сек.

Команды крепят картинки на доске. Команды оценивают ответы другой команды. Фишку получает та команда, которая закрепила больше правильных картинок.

 

Точка рефлексии

Задание № 4– направленное на выявления причин изменений в поведении животных в зимний период.

 Восп. – А сейчас подумайте и скажите, почему же произошли эти изменения в поведении животных?

Время на коммуникацию 5 сек.

Примерные ответы детей:

- стало холодно;

- нет еды;

- морозы;

- ищут укрытие.

Фишку получает та команда, которая дала больше правильных версий ответов.

Физкультминутка: Малоподвижная игра «Маски животных».

Восп.  -  Дети, я предлагаю вам поиграть  в игру, которая называется «маска животных». Каждый из вас выбирает себе одну маску животного, и изобразить его. Необходимо отобрать маску  того животного, кого мы можем встретить в зимнем лесу.

 

3. Этап. Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности  (10 мин)

 Задание №5– групповое задание,  направленное на определение изменений поведения диких животных в зимний период  (на примере зайца).  4 мин.

Восп. – Сейчас я вам хочу предложить посмотреть один фрагмент из мультфильма, который называется «Храбрый заяц». Вам хорошо известно, что мультфильмы создают художники-мультипликаторы.  Мне кажется, художник мультипликатор здесь допустил ошибку, когда рисовал мультфильм. Ваша задача во время просмотра быть внимательными и найти ошибку  художника.

Команда, у которой будет готов ответ, поднимает свой знак и отвечает первой.

Время на коммуникацию 5 сек.

Фишку получает та команда, которая дала первым верный ответ.

 

Задание № 6индивидуальная работа  (3 мин.) -  индивидуальная работа, направленное на определение несоответствия поведение диких животных в зимний период.    

Восп.-  А сейчас я каждому из вас раздам карточки с изображениями диких животных. По-моему на этих карточках тоже художник допустил ошибки. Вы должны будете найти эти ошибки  и зачеркнуть их простым карандашом. Дети, это задание вы выполняете каждый индивидуально, вам не надо будет совещаться между собой.

На выполнение задания отводится – 2 минуты.

По окончании выполнения работы представляются на доске для оценки.

Восп. – А теперь дети давайте посмотрим на ваши работы и отметим, какие же из них выполнены  правильно? Предлагаю вам напротив каждой правильно выполненной работы закрепить синий магнит. Каждый участник одной команды оценивает работы участников другой команды.

(Правильность выполненных работ дети отмечают синим магнитом).

Если карточка при оценке работ получила 3 синих магнита, то команда получает фишку - елочный шарик (команда может получить за это задание 3 фишки).

 

Обсуждение с детьми процесса освоения способа деятельности 4 мин.

 

Каждая команда после групповой коммуникации дает ответы на вопросы взрослого.

(время на коммуникацию на каждый вопрос – 5 сек.)

 

  1.Дети, каким способом мы с вами выяснили причины изменений в поведении диких животных зимой?

 - Мы выяснили, что нужно животным для проживания.

2. Что нужно животным для того чтобы пережить зиму?

    - еда, укрытие, теплая шубка.

3. Условия для жизнедеятельности животных менялось с приходом зимы?

 - да, для медведя и ежа нет пище, заяц и белка должны менять шубку на более плотную.

4. Что мы использовали в работе, чтобы определить  поведения диких животных в зимний период?

- картинки диких животных, времен года, картинки с условными знаками, определяющие состояние животных,  просмотр мультфильма.

Фишку получает та команда, которая дала больше правильных ответов.

 

Восп. – Какие вы сегодня молодцы. Справились почти со всеми заданиями. А теперь я бы хотела у вас спросить:

  • Какое задание было наиболее интересным?
  • Какое задание  вызвало у вас трудности?
  • Как вы думаете, зачем нам нужно знать, как меняется поведение диких животных зимой?

/ответы детей/.

Восп. -  Теперь мы с вами без ошибки можем посоветовать слоненку, каких диких животных наших лесов пригласить на встречу нового года. Я вам предлагаю помочь слоненку оформить пригласительную открытку.  Каждый из вас выберите одну картинку с изображением животного, кого лично вы считаете, могут пригласить животные жарких стран на праздник и приклеить на открытке. А Сова ее доставит в лес и передаст животным.  

 

Подведение итогов образовательного действия  (1мин.)

Детям предлагается определить по количеству фишек – елочных шариков команду – победителя.

Восп. -  Дети, к письму прилагалось посылка. Животные жарких стран в знак благодарности за помощь решили отправить вам подарки-призы. И, конечно же, поздравляют с наступающим Новым годом.

Команда победителей получает -  корзинки с мармеладками в виде тропических фруктов. Команда, набравшая,  меньше количества фишек получает мармеладки в меньшем количестве.