Кулманакова Галина Александровна
МБДОУ №17 г.Томск
Воспитатель
Экологический проект «Чудо-песок»
Вторая младшая группа.
Тип: краткосрочный, исследовательский.
Цель: Развить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
- Ознакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, два обруча, крышечки от пластиковых бутылок. Стол для рисования песком. Цветной песок.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Требования по ФГОС к программе дошкольного образования рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Игры с песком:
1) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
2) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 3 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.
Так как дети младшего возраста, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Планирование работы при выполнении проекта.
Дни недели |
Образо-вательная область |
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность детей |
Работа с родителями |
|
Образ. деятельность в режиме дня |
НОД |
||||
Среда |
Познание Физическая культура Труд |
Утро: ситуативный разговор «Цыпленок и утенок». Цель: найти ведущее отличие птенцов(уточка плавает и ныряет). Прогулка:Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
|
Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). |
Поливка песка в песочнице из леечек. Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой. |
Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». |
Четверг |
Чтение худож. литературы Познание Социализа-ция Труд Коммуни-кация |
Утро: чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа. Прогулка: дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их. |
Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. |
Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Рисование цветным песком на столе.Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. |
Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка. |
Пятница |
Чтение худож. литературы Познание
Социализа-ция Здоровье Безопас-ность |
Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Прогулка. Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. |
Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. |
Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. |
Строительство песочного города совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек. |
Список используемой литературы:
- Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005