Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1135 Конспект познавательного интегрированного занятия для детей средней группы «История фарфоровой чашки»

Опубликовано 26.09.2016

Черезова  Марина  Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Красная шапочка"
Свердловская область, город Лесной

 

Конспект познавательного интегрированного занятия

 для детей средней группы «История фарфоровой чашки»

 

Программное содержание:

  • Развивать у детей эмоциональное и творческое отношение к познаваемому миру;
  • Продолжать расширять представление о посуде и материале, из которого ее изготавливают;
  • Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

 

Словарная работа

Активизация словаря:

«чайная пара», дно, стенки, ручка, звонкая, веселая, легкая, красивая, белая, приятная, необходимая.

Обогащение словаря:

гончар, фарфоровая, тонкостенная.

 

Предварительная работа:

  • Оформление «Театра посуды»
  • Познавательное занятие «Глина»
  • Беседа о посуде, сравнение чашки с бокалом  и стаканом, занкомство с частями: дно, стенки, ручка
  • Познавательное занятие о мастерах-гончарах
  • Знакомство с понятием «пара» на математике, ввести в словарь детей выражение «чайная пара»
  • Выставка посуды, рассматривание узоров, рисунка на посуде
  • Дидактические игры и упражнения: «Парочки», «Узнай звук»
  • Лепка посуды из глины
  • Чтение книги Паолы Утевской «История фарфоровой чашки», сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», рассказа Сергея Никитского «Милочкина чашка»
  • Рассматривание глобуса (определить, где находится Китай).

 

Материал к занятию: чайные фарфоровые пары, разные по толщине, дидактическая игра «Найди пару», иллюстрации, глобус, силуэты чашек, большие листы с готовым силуэтом чайника, оборудование для аппликации.

 

Воспитатель:

- Ребятки, мы с ….. приготовили для вас маленькую сценку про маму и сына. Вы хотите посмотреть?

Сценка:

- …. ты остатки еды стер?

- Стер!

- Крошки со скатерти смел?

- Смел!

- Скатерть со стола снял?

- Снял!

- Салфетки грязные смял?

- Смял!

- Кастрюлю на кухню отнес?

- Отнес!

- Солонку и миску унес?

- Унес!

- Самовар соседке занес?

- Занес!

- А где же чашки и блюдца? Принес?

- Принес!

- Поставил я их на поднос.

(на приготовленном столике стоит поднос с чайной парой)

Воспитатель:

- Спасибо, ……

Воспитатель говорит, показывая посуду:

- Вкусно пить из кружки,

Вкусно пить из чашки,

На которой нежно

Обнялись ромашки.

Вопросы к детям:

- Дети, как можно по-другому назвать чашку и блюдце? (посуда, чайная пара)

- Почему мы говорим «пара»? (т.к. перед нами 2 предмета)

- Подскажите мне, из какого материала сделана чайная пара? (из фарфора)

- Если чашка из фарфора, значит она какая? (фарфоровая)

- А блюдце? (фарфоровое)

- Как вы считаете, эту чашку можно назвать тонкостенной? (нет)

- Почему? (потому что ее стенки не очень тонкие)

- У чашки есть стенки, а какие части вы еще можете назвать? (дно, ручки)

- Как называют человека, который изготавливает такую посуду? (мастер, гончар)

- Вспомните, в какой стране гончары первыми научились делать фарфор? (в Китае)

(Показать расположение Китая на глобусе)

- А вы помните историю про упрямого гончара? Почему его называли упрямым? (т.к. он очень хотел делать тонкостенную посуду из белой глины, а из красной и желтой глины получалась посуда с толстыми стенками)

- Этот упрямый гончар не добился успеха. Но мы пользуемся фарфоровой посудой, значит, это кто-то придумал? Вы хотите узнать продолжение истории о фарфоровой чашке?

- Тогда представьте себе, что мы отправляемся в Китай. В путешествии ценится помощь друг другу и дружба. Сейчас мы посмотрим, какие вы хорошие помощники и друзья.

Дидактическая игра«Найди пару» (дети составляют чайные пары по рисунку на посуде)

Пальчиковая игра

«Смешные человечки» (в парах)

- Бежали мимо речки

- Смешные человечки.

- Прыгали-скакали,

- Солнышко встречали.

- Забрались на мостик

- И забили гвоздик.

- Потом – бултых в речку,

- А где же человечки?

Пока смешные человечки бежали-скакали, мы оказались в Китае. А чтобы было легче представить Китай, пусть нам поможет музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

- «Китайский танец»

Слушание музыкального произведения

Рассказ воспитателя:

- Итак, слушайте и смотрите. Однажды другой гончар, тоже большой выдумщик, смешал белую глину с растертым в порошок камнем и песком, долил воды. Из такого теста он скатал маленький шарик, положил его в печь. Когда гончар раскрыл печь через некоторое время, то он радостно воскликнул: «О! Чудо!» И показал всем твердый маленький шарик. Это был самый первый на свете кусочек фарфора.

Использование иллюстраций

Мастер стал быстро лепить из глиняного теста чашку. Но тесто не хотело превращаться в чашку. Оно плохо склеивалось, рассыпалось на кусочки. В шарик скатывалось, а в чашку не лепилось. Долго мучился гончар. Надоело ему возиться с непослушным глиняным тестом, и он остатки теста закопал в углу своего двора.

Прошло много-много лет. Внук этого гончара решил посадить дерево. Стал вскапывать землю и обнаружил землю светло-серого цвета. Взял он ее в руки, помял пальцами, а она мягкая, лепи что хочешь. Это была та самая глина, которую закопал дед-гончар.

Пролежав в земле много лет, все частички этой смеси срослись и уже не рассыпались. Вот так получилось настоящее фарфоровое тесто. С тех пор китайцы перед тем, как делать посуду, держали такую смесь в земле по много лет.

Показать тонкостенную посуду

Китайская фарфоровая посуда была очень красивой, стенки чашек были тонкими, чуть прозрачными. Она весело поблескивала.

- Давайте мы придумаем красивые слова о фарфоровой посуде. Какая она? (красивая, белая, нежная, приятная, легкая, тонкостенная, веселая, нужная)

Послушать звон

фарфоровой посуды    (звонкая, как колокольчик)

- Молодцы! Вы назвали много добрых слов. А теперь нам пора вернуться домой.

Стихотворение «Глобус кружится»Генрих Сапгир

Круглый, круглый глобус школьный,

Словно мячик волейбольный.

Вот он шар земной какой!

Я толкну его рукой,

Поехали материки,

Поплыли две Америки,

Африка, Австралия,

Европа и так далее…

А вот город Лесной

Детский сад наш родной.

- Во время путешествия вы были хорошими помощниками, добрыми друзьями, внимательными слушателями. Вы сказали много красивых слов о фарфоровой чашке. Я думаю, что теперь вы легко сможете справиться с украшениями чашки для чайных сервизов.

Самостоятельная работа детей

(пригласить детей к столам для трех человек для  аппликации) Каждый стол готовит чайный сервиз со своим узором.

Придумывание названий по узору

В конце занятий устроить выставку чайных сервизов и вместе придумать названия каждому из них («Звездный», «Цветочный», «Любимый», «В горошек», «Ягодный»).