Черезова Марина Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Красная шапочка"
Свердловская область, город Лесной
Конспект познавательного интегрированного занятия
для детей средней группы «История фарфоровой чашки»
Программное содержание:
- Развивать у детей эмоциональное и творческое отношение к познаваемому миру;
- Продолжать расширять представление о посуде и материале, из которого ее изготавливают;
- Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.
Словарная работа
Активизация словаря:
«чайная пара», дно, стенки, ручка, звонкая, веселая, легкая, красивая, белая, приятная, необходимая.
Обогащение словаря:
гончар, фарфоровая, тонкостенная.
Предварительная работа:
- Оформление «Театра посуды»
- Познавательное занятие «Глина»
- Беседа о посуде, сравнение чашки с бокалом и стаканом, занкомство с частями: дно, стенки, ручка
- Познавательное занятие о мастерах-гончарах
- Знакомство с понятием «пара» на математике, ввести в словарь детей выражение «чайная пара»
- Выставка посуды, рассматривание узоров, рисунка на посуде
- Дидактические игры и упражнения: «Парочки», «Узнай звук»
- Лепка посуды из глины
- Чтение книги Паолы Утевской «История фарфоровой чашки», сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», рассказа Сергея Никитского «Милочкина чашка»
- Рассматривание глобуса (определить, где находится Китай).
Материал к занятию: чайные фарфоровые пары, разные по толщине, дидактическая игра «Найди пару», иллюстрации, глобус, силуэты чашек, большие листы с готовым силуэтом чайника, оборудование для аппликации.
Воспитатель:
- Ребятки, мы с ….. приготовили для вас маленькую сценку про маму и сына. Вы хотите посмотреть?
Сценка:
- …. ты остатки еды стер?
- Стер!
- Крошки со скатерти смел?
- Смел!
- Скатерть со стола снял?
- Снял!
- Салфетки грязные смял?
- Смял!
- Кастрюлю на кухню отнес?
- Отнес!
- Солонку и миску унес?
- Унес!
- Самовар соседке занес?
- Занес!
- А где же чашки и блюдца? Принес?
- Принес!
- Поставил я их на поднос.
(на приготовленном столике стоит поднос с чайной парой)
Воспитатель:
- Спасибо, ……
Воспитатель говорит, показывая посуду:
- Вкусно пить из кружки,
Вкусно пить из чашки,
На которой нежно
Обнялись ромашки.
Вопросы к детям:
- Дети, как можно по-другому назвать чашку и блюдце? (посуда, чайная пара)
- Почему мы говорим «пара»? (т.к. перед нами 2 предмета)
- Подскажите мне, из какого материала сделана чайная пара? (из фарфора)
- Если чашка из фарфора, значит она какая? (фарфоровая)
- А блюдце? (фарфоровое)
- Как вы считаете, эту чашку можно назвать тонкостенной? (нет)
- Почему? (потому что ее стенки не очень тонкие)
- У чашки есть стенки, а какие части вы еще можете назвать? (дно, ручки)
- Как называют человека, который изготавливает такую посуду? (мастер, гончар)
- Вспомните, в какой стране гончары первыми научились делать фарфор? (в Китае)
(Показать расположение Китая на глобусе)
- А вы помните историю про упрямого гончара? Почему его называли упрямым? (т.к. он очень хотел делать тонкостенную посуду из белой глины, а из красной и желтой глины получалась посуда с толстыми стенками)
- Этот упрямый гончар не добился успеха. Но мы пользуемся фарфоровой посудой, значит, это кто-то придумал? Вы хотите узнать продолжение истории о фарфоровой чашке?
- Тогда представьте себе, что мы отправляемся в Китай. В путешествии ценится помощь друг другу и дружба. Сейчас мы посмотрим, какие вы хорошие помощники и друзья.
Дидактическая игра«Найди пару» (дети составляют чайные пары по рисунку на посуде)
Пальчиковая игра
«Смешные человечки» (в парах)
- Бежали мимо речки
- Смешные человечки.
- Прыгали-скакали,
- Солнышко встречали.
- Забрались на мостик
- И забили гвоздик.
- Потом – бултых в речку,
- А где же человечки?
Пока смешные человечки бежали-скакали, мы оказались в Китае. А чтобы было легче представить Китай, пусть нам поможет музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
- «Китайский танец»
Слушание музыкального произведения
Рассказ воспитателя:
- Итак, слушайте и смотрите. Однажды другой гончар, тоже большой выдумщик, смешал белую глину с растертым в порошок камнем и песком, долил воды. Из такого теста он скатал маленький шарик, положил его в печь. Когда гончар раскрыл печь через некоторое время, то он радостно воскликнул: «О! Чудо!» И показал всем твердый маленький шарик. Это был самый первый на свете кусочек фарфора.
Использование иллюстраций
Мастер стал быстро лепить из глиняного теста чашку. Но тесто не хотело превращаться в чашку. Оно плохо склеивалось, рассыпалось на кусочки. В шарик скатывалось, а в чашку не лепилось. Долго мучился гончар. Надоело ему возиться с непослушным глиняным тестом, и он остатки теста закопал в углу своего двора.
Прошло много-много лет. Внук этого гончара решил посадить дерево. Стал вскапывать землю и обнаружил землю светло-серого цвета. Взял он ее в руки, помял пальцами, а она мягкая, лепи что хочешь. Это была та самая глина, которую закопал дед-гончар.
Пролежав в земле много лет, все частички этой смеси срослись и уже не рассыпались. Вот так получилось настоящее фарфоровое тесто. С тех пор китайцы перед тем, как делать посуду, держали такую смесь в земле по много лет.
Показать тонкостенную посуду
Китайская фарфоровая посуда была очень красивой, стенки чашек были тонкими, чуть прозрачными. Она весело поблескивала.
- Давайте мы придумаем красивые слова о фарфоровой посуде. Какая она? (красивая, белая, нежная, приятная, легкая, тонкостенная, веселая, нужная)
Послушать звон
фарфоровой посуды (звонкая, как колокольчик)
- Молодцы! Вы назвали много добрых слов. А теперь нам пора вернуться домой.
Стихотворение «Глобус кружится»Генрих Сапгир
Круглый, круглый глобус школьный,
Словно мячик волейбольный.
Вот он шар земной какой!
Я толкну его рукой,
Поехали материки,
Поплыли две Америки,
Африка, Австралия,
Европа и так далее…
А вот город Лесной
Детский сад наш родной.
- Во время путешествия вы были хорошими помощниками, добрыми друзьями, внимательными слушателями. Вы сказали много красивых слов о фарфоровой чашке. Я думаю, что теперь вы легко сможете справиться с украшениями чашки для чайных сервизов.
Самостоятельная работа детей
(пригласить детей к столам для трех человек для аппликации) Каждый стол готовит чайный сервиз со своим узором.
Придумывание названий по узору
В конце занятий устроить выставку чайных сервизов и вместе придумать названия каждому из них («Звездный», «Цветочный», «Любимый», «В горошек», «Ягодный»).