МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХНЕВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД «ОСИНКА»
Конспект
образовательной деятельности
«Учимся соблюдать правила дорожного движения»
(старшая группа)
Подготовила и провела
воспитатель Суровцева Н. С.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей групп с ПДД
Тема: Учимся соблюдать правила дорожного движения.
Программные задачи: Закрепить знания правил дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними. Познакомить с историей гужевого транспорта.
Уточнить правила поведения в общественном транспорте. Закреплять понятия «водитель и пешеход».
Расширять словарный запас, связанный с правилами дорожного движения, учить подбирать антонимы к словам. Учить классифицировать виды транспорта (воздушный, водный, наземный, гужевой).
Развивать мелкую моторику рук, соотносить движения с произносимым текстом.
Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.
Обогащение и активизация словаря: пешеход, тротуар и проезжая часть, знаки дорожного движения.
Материалы: макет улицы, картинки различных видов транспорта, жезл инспектора ГИБДД.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались узнать, как хорошо наши дети знают правила дорожного движения, умеют вести себя на улице. Ребята, посмотрите сюда внимательно, здесь у нас модель улицы, которая была бы удобна для всех и для пешеходов, и для транспорта.
Воспитатель: Прежде всего, что такое улица? (Это - дорога, вдоль которой стоят дома.)
Воспитатель: А где по улице движется транспорт? (По проезжей части.)
Воспитатель: А кто мне покажет проезжую часть? Хорошо, молодцы. А теперь, дети, поиграем в игру «Скажи наоборот», и мы узнаем, какой может быть дорога.
Длинная – (короткая)
Шероховатая – (гладкая)
Мокрая – (сухая)
Скоростная – (тихая)
Асфальтовая – (грунтовая)
Воспитатель: Делаем вывод: дороги бывают по покрытию разные. Даже одна и также дорога в разную погоду, в разное время года может быть разной. Солнце светит – дорога сухая, дождь льет – дорога мокрая. Поиграли, дальше пошли.
Дети подходят к макету «перекресток».
Воспитатель: А как показать, что транспорт едет в разных направлениях: один - к центру, другой - от центра? Кто нам покажет движение транспорта? (показ детей). Молодцы.
Воспитатель: Кроме транспорта на улице ходят и пешеходы. Ребята, а как называется то место, где пешеход переходит через дорогу? (Пешеходный переход - показывают).
Воспитатель: А как называется та часть улицы, которая предназначена для пешеходов? (Тротуар - показывают).
Воспитатель: На макете есть еще светофор. Кто скажет, для чего нужен светофор? (Чтобы не было на дорогах аварий.)
Воспитатель: Когда еще светофора не было, был регулировщик. Он регулировал движения на дорогах. А палка у регулировщика называется жезл. Сейчас я буду регулировщиком. Если я показываю направо, можно ехать направо, если я показываю налево, то можно ехать налево, если показываю прямо, можно ехать прямо.
Игра «Регулировщик»: дети становятся автомобилями, имитируют работу руля и двигаются в направлении, которое показывает регулировщик.
Воспитатель: Вспомним стихотворение про светофор.
Чтение стихотворения. «Светофор» М.Пляцковский
Стоп машина! Стоп мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает…
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно путь открыт!»
Воспитатель: Устраивайтесь удобно за столами, продолжаем наше занятие. Какие виды транспорта вы знаете, давайте перечислим. (Водный, воздушный, наземный.)
Воспитатель: Какой транспорт относится к водному транспорту? (Теплоходы, пароходы, метеоры, катера, корабли).
Воспитатель: Какой транспорт относится к воздушному транспорту? (Самолет, вертолет, лайнер, ракета).
Воспитатель: Какой транспорт относится к наземному транспорту? (Автобус, трамвай, троллейбус, легковые машины, грузовые машины).
Воспитатель: Дети, еще есть гужевой транспорт. Сейчас я вам про него расскажу.
Когда- то давным–давно, тогда еще не было машин, люди ходили пешком, где хотели. Дорожные знаки были не нужны. Потом люди стали ездить на лошадях. А чтобы перевозить грузы, лошадей запрягали в повозки. Так появился первый транспорт – гужевой транспорт. Можно запрягать не только лошадей, но и собак, и оленей, верблюдов. И так к гужевому транспорту относятся лошади, собаки, олени, верблюды.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее». На карточке нарисованы виды транспорта. Нужно внимательно посмотреть на картинку и сказать, что здесь лишнее, и почему. (Здесь лишним является самолет, потому что остальные машины относятся к водному транспорту.)
Физкультминутка
Наши маленькие ноги
Шагают бойко по дороге. ( дети маршируют на первое на
Путь везде отрыт для нас, первое четверостишье)
Пешеходы мы сейчас.
А теперь мы побежим -
Мы ведь к поезду спешим! (дети бегут на второе
Опоздать боялись мы - четверостишье)
Очень беспокоились.
Вот теперь мы пассажиры - ( дети садятся)
Хорошо устроились.
Долго, долго ехали
И в Москву приехали. ( встают, любуются)
Красивый город и большой,
Гостей встречает он с душой.
Многоэтажные дома, улицы широкие , (смотрят вверх)
Поток машин туда сюда,
Скорости высокие. (крутят головой в разные стороны)
Все у нас без исключенья
Знают правила движенья. (грозят пальчиками)
Мы дороги переходим
На зеленый свет,
Если красный загорится -
Стоп! Дороги нет! (хором повторяют это четверостишье)
Нам Москва понравилась,
Хорошая Москва! (качают головой)
Снова мы в Москву поедем (руки ладонями соединить у груди)
Года через два.
Воспитатель: Если мы ходим по улице, мы – пешеходы, если мы едем в транспорте, мы – пассажиры, если вы катаетесь на велосипеде, значит вы водители детского транспорта. Что же получается? Мы с вами должны знать все правила для пешеходов, пассажиров и для водителей детского транспорта. Ребята, расскажите нам, как надо вести себя в общественном транспорте.
-Войти в транспорт спокойно, не бегать, не толкать других;
-В транспорте не играть, не бегать, мешая другим;
-Если есть место - сесть или усадить маму и сесть к ней на колени;
-Если нет места, нужно удобно встать и крепко держаться;
-Нельзя высовываться из окон, высовывать руки.
Воспитатель: А вы знаете, где нужно ожидать транспорт? Правильно, на специальных остановках. А сейчас поиграем в игру «Можно - нельзя» (определим места катания на велосипеде) Дети реагируют: если можно крутят рули, а если нельзя, то качают головой.
На остановке автобуса…(нельзя),(можно)
Во дворе …
На стадионе …
На проезжей части …
В детском саду …
На шоссе…
На автомагистрали …
На полянке …
По лужайке …
По лестнице …
По тротуару … .
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки.
Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак есть ... (Переход)
Ты должен твердо знать всегда:
Для машин есть мостовая, для прохожих ... (Тротуар)
Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (Светофором)
Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное ... (Внимание)
В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
Дом по улице идет, на работу всех везет.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)
Воспитатель: Молодцы правильно ответили. Ну что ж, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения. И я убедилась, что вы знаете их хорошо. Теперь самое главное для вас - применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения.