«Моя дружная семья»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми
подготовительной группы
в рамках реализации темы: «Семья – мой дом, моя крепость»
Автор разработки:
С.В.Балабанова,
МКДОУ «Детский сад № 143» города Кирова
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных семейных отношений.
Задачи:
- Способствовать формированию гендерной, семейной принадлежности. Уточнить и расширить представления детей о происхождении семьи. Обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье.
- Способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
- Воспитывать чувство симпатии, любви и уважения к своим близким, положительное отношение и готовность в будущем создавать свои семьи.
Средства деятельности: ноутбук, экран, проектор, колонки, слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников- Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»), аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), фото семей, настольно-печатная игра «Правильно-неправильно».
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
В содержании образовательной деятельности интегрируются образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Ход деятельности:
Организационный момент:
Дети играют. Воспитатель подходит к ноутбуку, проверяет электронную почту и сообщает ребятам о новом электронном письме. Заинтересованные дети подходят к ноутбуку, садятся поудобнее на стульчики, чтобы прочитать письмо.
Создание проблемной ситуации с целью мотивации детей к деятельности:
Воспитатель: Ребята, к вам за помощью обратились ваши друзья – ребята из старшей группы. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Мы решили участвовать в конкурсе газет на тему «Моя дружная семья». Если сможете, подскажите, о чем лучше рассказать в газете, которую нам предстоит изготовить вместе с родителями?»
Определение цели деятельности:
- Вы хотите помочь ребятам в создании интересной газеты?
Фронтальная беседа:
- Как вы думаете, о чем лучше рассказать в газете под названием «Моя дружная семья», чтобы она получилась интересной? (о важных и интересных событиях, которые произошли в семье, о тех людях, из которых состоит семья)
- Еще можно рассказать о семейных правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. А чтобы газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о семье.
- Человек рождается в семье благодаря своим родителям. Скажите, ваши родители всегда были родными людьми? (Нет, не всегда.)
- Да, ваши родители не всегда были родными людьми. Где они жили до того, как встретиться друг с другом? (ответы детей)
- Они жили в разных семьях, иногда – в разных городах. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы? (Женихом и невестой.)
- Как их называют после свадьбы? (Мужем и женой.)
- Что такое свадьба? (Это праздник, в этот день жених и невеста надевают свадебные наряды, женятся.)
- Свадьба – это обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Как вы думаете, в газетах, которые будут оформлять ребята со своими родителями, нужно рассказать о свадьбе родителей? (Да.)
- Я согласна с вами, потому что этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. О каких еще интересных событиях, которые происходят в жизни семьи, могут рассказать ребята в своих газетах? (О дне знакомства родителей, о днях рождения: своем, сестры, брата, родителей.)
- Ребята, в газетах можно рассказать не только об интересных событиях, но и о правилах поведения, поступках, которые ценятся в вашей семье. И чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить о том, что такое семья.
Демонстрация слайдов с репродукциями картин и фото:
Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, на котором демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья» и фотографии семей).
- Что общего у всех этих картин и фотографий? (На них изображены семьи).
- Почему вы решили, что это семьи? (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. А есть и картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)
- Да, ребята, в семье бывает много людей, родственников. Слово «семья» состоит из двух частей – «семь» и «я». Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как художникам удалось передать их любовь, нежность и заботу? (Родители ласково обнимают детей, у всех добрые лица.)
- В дружной семье все любят друг друга, значит, и делают все ради того, чтобы другому человеку было хорошо: радуются при встрече, скучают друг без друга, вместе переживают успехи и неудачи. Вместе делают домашние дела и отдыхают. Действительно, родительская любовь к своим детям проявляется в их заботе. А как же дети проявляют любовь к старшим? (Бывают послушными, внимательными, помогают им.)
- Послушайте стихотворение о мальчике, который любит своих родных и умеет выразить свою любовь.
Слушание стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать» (читает заранее подготовленный ребенок).
Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» (читает заранее подготовленный ребенок).
- Кто из вас поступает так, как этот мальчик и девочка?
- Чтобы в семье все жили дружно, необходимо выполнять правила. Давайте вспомним правила поведения детей в семье.
Игра «Правильно - неправильно»:
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки, на которых изображены правила культурного поведения ребенка в семье: следит за чистотой и опрятностью (стирает одежду, умывается…), следит за порядком (убирает игрушки, помогает убирать посуду).
- Какие еще правила культурного поведения в семье ы знаете? (Желать всем доброго утра и спокойной ночи.)
- Для чего нужно выполнять эти правила? (Чтобы у всех было хорошее настроение. Чтобы в семье все было хорошо. Чтобы семья была дружной.)
- Как в ваших семьях заботятся о том, чтобы все были не только дружными, но и здоровыми? (Делают зарядку, занимаются спортом, купаются).
- Чтобы беречь здоровье, семьи занимаются спортом, проводят выходные дни в дружеской обстановке на природе, закаляются.
- Вот мы с вам и вспомнили о том, что в крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Какие пословицы, поговорки вы знаете о таких семьях? («В недружной семье добра не бывает», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Коли в семье лад, не нужен и клад»).
- Молодцы, ребята, много интересного вспомнили о своих дружных семьях.
Подведение итогов деятельности:
- Думаю, если вы своими знаниями поделитесь с ребятами старшей группы, то у них получатся замечательные газеты о дружных семьях.
- Предлагаю написать обратное письмо ребятам, а в письме перечислить все то, о чем можно рассказать в газете «Моя дружная семья».
Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского. По желанию дети составляют вместе с воспитателем обратное письмо. Возможна отсроченная рефлексия.