Чуприна Татьяна Витальевна
МДОУ детский сад с.Мандрово
Белгородская обл. Валуйский район,
с.Мандрово
Воспитатель
« НАШ ДОМ - ПРИРОДА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
В ГОСТИ… К ДЕРЕВЬЯМ
ЦЕЛЬ. Познакомить с разными породами деревьев, их взаимосвязью с окружающей средой (почвой, водой, солнцем); воспитывать бережное отношение к деревьям как к живым существам.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Написать письма от сказочного персонажа – хозяина тропы Боровичка и деревьев (письма должны быть написаны на листах бумаги, по форме напоминающих листья деревьев, в гости к которым пойдут дети, и развешаны на этих деревьях); рядом с ними поставить ведёрки с водой, положить лопатки; на дереве в конце экологической тропы повесить подарки от Боровичка (конфеты, сюрпризы) – награду за правильное выполнение задания. Вместе с детьми приготовить подарки деревьям (кормушку, капельку воды вырезанную из синей бумаги, чтобы дерево могло напиться; нарисованное солнышко, которое его согревает; дождевого червя, который взрыхлит почву под деревом, и т.д.).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети вместе с воспитателем выходят на экологическую тропу.
ВОС-ЛЬ. Хозяин тропы Боровичок пригласил нас в гости. Вот какое письмо он написал.
«Дорогие мои маленькие друзья!
Я приглашаю вас в гости к себе и моим верным друзьям – деревьям. В конце тропы вас ждет сюрприз, но сначала вы должны ответить на вопросы липы, березы и рябины и выполнить все их просьбы-задания, которые вы найдёте в письмах, а письма спрятаны на деревьях. Отыщите их и постарайтесь не оплошать. Деревья приготовили вам подарки и ждут подарков от вас…
Итак, путешествие в гости к деревьям начинается. В путь, друзья мои! Желаю удачи! А я буду наблюдать за вами и в конце путешествия по тропе покажусь вам. Ваш Боровичок».
ВОС-ЛЬ. Ну что, пойдём по тропе? Хорошо! А кто из вас видит берёзу? Правильно, вот она! А теперь отыщите на ней письмо.
Дети бегут к берёзе, находят спрятанное в её листьях письмо. Воспитатель снимает его с ветки и читает (дети выполняют задания берёзы и отвечают на её вопросы по ходу чтения).
ПИСЬМО БЕРЁЗЫ
« Милые мои славные детки, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Давайте здороваться! (дети обнимают берёзу) . Правда, я большая? А теперь давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли! Ну, кто из нас сильней? Конечно, я. А теперь подумайте и скажите: что меня в земле держит? (Корни.) А для чего они ещё нужны? (Чтобы пить воду из почвы.) А теперь полейте землю подо мной пожалуйста, мне так хочется пить. Вот спасибо. Мне сразу стало намного лучше. Потрогайте мою кору руками, погладьте её, понюхайте листочки – запомните какие они на ощупь, чем пахнут. Постойте тихо-тихо и послушайте, как шелестят мои листья,- это я разговариваю с вами. А почему они шевелятся? (Их колышет ветер.) А кто знает, что такое ветер? Что ж, на мои вопросы вы ответили правильно. Значит вы любите нас, деревья, и знаете, что нам нужно для хорошей жизни. За это на память о нашей встрече я подарю каждому из вас по листочку. (Воспитатель снимает с веток бумажные листики и раздаёт детям.) До свидания! Приходите в гости!»
ВОС-ЛЬ. А ведь мы с вами тоже приготовили подарки для берёзы. Доставайте их.
Дети по очереди дарят подарки и объясняют, почему они дарят ей именно это. Вручив подарки, дети вместе с воспитателем отправляются на поиски рябины.
ПИСЬМО РЯБИНЫ
« Я очень рада вашему приходу. Погладьте меня: я так люблю ласку и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой или царапают ножом. Мне бывает и больно, и обидно, когда ко мне плохо относятся…. А теперь посмотрите внимательно на мои листья. Какие они? (Красивые, ажурные, сквозь них видно небо.) А кто знает почему меня любят птицы? И какие именно? Кто любит мои ягоды? Кто знает стихи обо мен? А теперь попробуйте палкой землю. Твёрдая? Тогда полейте её, пожалуйста. А то я засохну, и не будет у меня ягод, которыми так любят полакомиться птицы, остающиеся у нас на зиму. И последний вопрос: червяки, которые ползают в земле, враги мне или друзья? (Друзья, потому что едят старые гниющие листья, рыхлят почву.) Молодцы, мои славные путешественники. Берите мои листочки и не забывайте обо мне».
ВОС-ЛЬ. Кого нам осталось найти? Правильно липу.
ПИСЬМО ЛИПЫ
« Я очень рада вам. Я очень люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети окружают липу и берутся за руки). Погладьте мою кору, понюхайте её: чем мы похожи с берёзой? А чем отличаемся? А как вы докажите, что мы с берёзой – деревья, а не кустарники? (У дерева один ствол, а у всех кустарников их много, и они гораздо тоньше.) А почему ко мне любят прилетать пчёлы? (Цветы липы так хорошо пахнут, и пчёлы издалека прилетают на их запах, чтобы собирать пыльцу.) Какие вы молодцы, всё-то вы знаете! Но у меня к вам есть ещё одна просьба: очень мы любим послушать песни или стихи. Не могли бы вы уважить меня и что-нибудь спеть (Дети водят хоровод.) Спасибо, возьмите на память о нашей встрече по одному моему листику и приходите ещё раз. До свидания!»
ВОС-ЛЬ. Давайте напоем липу и вскопаем вокруг неё землю, чтобы её корням легче дышалось.
Мы с вами ответили на все вопросы, выполнили все просьбы и задания деревьев. Я думаю, что Боровичок должен быть нами доволен (из за деревьев появляется Боровичок – помощник воспитателя).
БОРОВИЧОК. Да, дети, порадовали вы хозяина тропы старого Боровичка. Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят: настроение теперь у них радостное, праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Я сейчас (делает волшебный знак) заколдую вас, и вы станете деревьями… Поднимите свои ветки-руки и пошелестите листьями-пальцами. А теперь помашите листьями, которые подарили вам деревья. Слышите, какой ветер поднялся. Расставьте ноги шире, представьте, что это ваши корни…Чувствуете, как они крепко держат нас в земле? Да, замечательные деревья выросли на моей тропе! Но пора опять превращаться в людей.
А теперь я покажу вам моих друзей невидимок. Они живут рядом с вами, но вы их не видите и ничего о них не знаете. А знать надо, чтобы не причинить им вред. Боровичок ведёт детей к кустарнику, расстилает под ним белую ткань.) Сейчас мы позовём моих маленьких друзей: букашки, идите знакомиться! (Боровичок чуть -чуть трясёт куст – на ткань падают насекомые.) Я вам дам волшебные стёкла, и вы сможете рассмотреть моих друзей. (Даёт детям лупы.) Только, обращайтесь с ними аккуратно: они такие маленькие, их так легко обидеть… Ну что рассмотрели? Тогда вернём их всех домой (стряхивает с ткани на куст) , ведь в моём царстве у каждого свой дом и я строго слежу за тем, чтобы никто не нарушал их покой.
Вас ждёт мой главный сюрприз – волшебное дерево. Как вы думаете, есть деревья на которых растут конфеты? Не знаю, как где, а в моём волшебном царстве такое дерево есть. Ищите его!
Дети находят приготовленные для них сюрпризы, благодарят Боровичка, прощаются с ним.
ВОС-ЛЬ. Вот и закончился наш поход в гости к деревьям. Понравилось оно вам? Сейчас мы вернёмся в группу и нарисуем наших новых друзей: берёзу, рябину и липу.