Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 891 «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Опубликовано 05.06.2016

Плохих Елена Александровна

МК ДОУ Павловский д/с №4, Воронежская обл., воспитатель

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

СКАЧАТЬ (презентация)

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.

Одним из методов здоровьесбережения является арт-терапия. Это инновационная технология, выражающаяся  в заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье  личности, группы, коллектива.

Привлекательность   этого метода для современного человека состоит в том, что арт- терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Арт-терапия в ДОУ - это комплекс психологических методов познания мира через творчество и искусство: рисование и лепка, музыка и литература, театр и сказки и так далее. Главные цели таких занятий – формирование высокого жизненного тонуса и выстраивание гармоничных отношений с миром.

Занятия помогают выстроить добрые и честные отношения внутри детского коллектива, а также привить уважение к педагогам. Дети, которые занимаются по данной методике, более разговорчивы, у них развита мелкая моторика, они учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, что помогает родителям определить приоритетное направление для дальнейшего углубленного обучения искусству.

Выделяют несколько разновидностей арт-терапии:

  • изо-терапия;
  • музыко-терапия;
  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • танцевальная терапия;
  • куклотерапи;
  • цветотерапия.

Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

• обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование;

• способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

• оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

• содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность.  Происходит развитие наглядно - образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?). За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

 Дети знакомятся с такими нетрадиционными техниками рисования, как : рисование свечой,; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью, рисование печатками и различными предметами, мятой бумагой,  пластилином ,сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.); рисование мыльными пузырями, кляксография с трубочкой; рисование по-сырому. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Одним из методов изотерапии является использование нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинография, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, что позволяет сформировать координацию движений пальцев,  развить речевую и умственную деятельность ребёнка. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, мы закладываем базу для развития интеллекта. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. 

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.