Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 896 Экологическая тропа, ее организация и работа по теме в старшем дошкольном возрасте

Опубликовано 06.06.2016

 Бодрова Светлана Станиславовна

ГБОУ Школа № 830 СП "Росток" город Москва

Воспитатель

Экологическая тропа, ее организация и работа по теме в старшем дошкольном возрасте

Экология-наука об отношении живых существ к окружающей среде. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных  значениях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, их приспособленности к ней.

Дошкольный возраст является важным этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологические представления, являющиеся основой систематических знаний, о природной среде и бережном к ней отношении.

Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а так же экскурсии в парк. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны.

Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – учебного специального оборудованного маршрута на природе.

Значение тропы разнообразно:  проведение воспитательно – образовательной работы с детьми, просветительной работы с  сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Экологическую тропу можно организовать за пределами и на территории детского сада. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая  лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими  гнездами, культурные посадки (сад, клумба, огород ) и т. д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема- обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо оградить это место и поместить его на картосхеме.

Необходимо выявить  и учитывать , кто и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1.Под березой в земле может быть муравейник.

2. На  лужайке или клумбе в теплое время года, будут разноцветные насекомые - пчелы, осы, бабочки, шмели и другие. Это тоже объект для наблюдения детей.

3. В почве живут дождевые червяки. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно отметить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птица свила гнезда или заселили скворечники.

Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей – все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу.Это же относится и к домашним животным.

Очень важно для посещения экологической тропы иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а так же экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Экологическая тропа – это специально разработанный или оборудованный маршрут в природу. Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить все задачи экологического образования детей дошкольного возраста.

Планирование работы на экологической тропе, возможно,  осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей  с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями  и видами труда в природе.

Педагоги в старшем возрасте должны использовать разнообразные формы работы на экологической тропе: экскурсии, занятия – опыт, занятия- наблюдения, экологические игры, конкурсы знатоков, викторины, праздники.

.