Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 903 Анализ педагогической деятельности по сохранению здоровья детей в ДОУ

Опубликовано 09.06.2016

Жилина Татьяна Сергеевна
МБДОУ д/с №183 "Родничок"
воспитатель 1 квалификационной категории 
Анализ педагогической деятельности по сохранению здоровья детей в ДОУ.

Введение

 

Семья для ребенка - это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания

и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность.

 Сухомлинский

 

 

Ключевым вопросом государственной политики в последнее десятилетие является существенное повышение качества жизни граждан России, это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI века» и в приоритетных национальных проектах «Образование», «Здоровье». Главной задачей дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

 

 

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности дошкольного образовательного учреждения. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Важным аспектом работы с родителями  является информационное сопровождение и просвещение родителей. Ведь только при тесном взаимодействии персонала детского сада и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

 

 

 

Анализ педагогической деятельности

 

по сохранению здоровья детей в ДОУ

 

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

 

В соответствии с требованиями государственной политики в сфере дошкольного образования, реализацией закона Российской Федерации «Об образовании» в рамках программы «Детство», направленной на осуществление подхода к укреплению физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, мной была разработана система мероприятий «Сохранение здоровья дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьёй».

 

Цель данной системы: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.

 

В соответствии с целью мной были определены задачи: разработать и внедрить систему мероприятий используя актуальные формы вовлечения родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни; представить систему мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здорового образа жизни детей.

 

Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, я провела опрос. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но большинство родителей не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

 

В разработанной системе при работе с семьёй мной были учтены принципы:

 

1.       Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

 

2.       Системность и последовательность работы.

 

3.       Индивидуальный     подход к каждому ребенку и к каждой семье.

 

4.       Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

 

Формы работы с родителями я подбирала согласно классификации форм, которые предлагает Кротова. Я использовала следующие формы:

 

Информационно-аналитические: только на аналитической основе возможно осуществление повышения эффективности воспитательно-образовательной работы и построение грамотного общения с родителями. Проведение социологических срезов, опрос. Одна из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители кладут записки (или записывают) со своими идеями и предложениями, обращаясь с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещались на родительских собраниях или давались специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

 

Досуговые: такие формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные. отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. «Румяные щечки», педагогическая гостиная, спортивные соревнования между родителями и детьми «Мама, папа и я - спортивная семья», приходит в гости «Королева Зубная Щетка», туристический поход «Осенними тропами», совместная прогулка «Весёлая лыжня», участие родителей и детей в выставках и другие совместные праздники и досуги.

 

Познавательные: формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Заседания клуба для родителей: «Витаминный калейдоскоп», дискуссия «Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей»; деловая игра « Сохранение и укрепление здоровья», собрания, консультации в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

 

Наглядно-информационные формы: решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в дошкольном учреждении, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Нетрадиционные способы оздоровления», папка-ширма « Рецепты здоровой пищи»; "Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

 

Для определения эффективности по взаимодействию с родителями по вопросам здоровьесбережения мной был проведен повторный опрос, беседы с детьми, наблюдения, учет активности родителей. Результаты моей работы показали эффективность использования данной модели в работе с семьями в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

 

Так, опрос показал, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей. Больше семей стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях. Родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата.

 

Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило мне добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

Формы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

 

Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

 

Формами организации оздоровительной работы, являются:

 

самостоятельная деятельность детей,

 

подвижные игры,

 

утренняя гимнастика,

 

двигательно - оздоровительные минутки,

 

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,

 

физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему)

 

физкультурные досуги,

 

спортивные праздники,

 

Дни здоровья,

 

игры-соревнования, спартакиады.

 

В своей работе использую программу и методики физического воспитания и развития детей авторов, которые рекомендованы программой «Детство».

 

В группе оборудован «Уголок здоровья», оснащенный необходимым оборудованием для успешного физического воспитания ребенка, оформлена картотека стихов сопровождающих физические упражнения, картотека подвижных игр, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую подвижные игры, пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников я определила приоритеты в режиме дня.

 

Первое место принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок.

 

Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно организованная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви. Перспективный и календарный планы разрабатываются с учётом как индивидуальных психофизических особенностей так и группы в целом.

 

Для повышения интереса ввожу увлекательные игровые упражнения, используя рифмованные фразы, которые повышают интерес детей и помогают правильно выполнить упражнение, например: «Мы на пальчиках идем, прямо голову несем», или «Побежали, побежали, никого не обогнали», а также систематически один раз в месяц, провожу спортивные развлечения и досуги, два раза в год провожу спортивные праздники, где дети закрепляют полученные ранее двигательные навыки.

 

Третье место отвожу самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

 

Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

 

В группе разработан план мероприятий по оздоровлению детей, который согласован с медсестрой ДОУ.

 

Во время закаливающих процедур, для профилактики и коррекции плоскостопия, дети, проснувшись, проходят по ребристым дорожкам, шнуру, дорожке с палочками, выполняют комплекс специальных упражнений после сна. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает настроение.

 

Стараюсь как можно больше находиться с детьми на свежем воздухе.

 

Во время прогулок дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

 

На прогулке уделяю внимание основным видам движения: бег, прыжки, ходьба и т.д.

 

Занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Игры на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

 

Как известно в ходьбе участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка, тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться.

 

Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений.

 

Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаю зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

 

Веду активную работу с родителями в данном направлении, так как «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Родители принимают участие в спортивных совместных мероприятиях. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях довожу до сведения родителей как оценивать здоровье ребенка, в группе имеется подборка различных гимнастик, подвижных игр, упражнений, рекомендую литературу.

Вся эта работа позволяет постепенно приобщить детей к здоровому образу жизни.

 

 

Заключение

 

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной организованной социальной среде. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Отношение ребенка к тому, что связано с его здоровьем во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей.

 

Каждая семья по своему определяет для себя процесс воспитания и оздоровления, но при этом нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И педагог, непосредственно наблюдающий ребёнка и знающий его проблемы, обязан привлечь родителей к сотрудничеству.

 

В представленной работе было сделано следующее:

 

-разработана и реализована система мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здорового образа жизни;

 

-внедрены новые формы работы с семьёй;

 

-проведён анализ получившихся результатов.

 

Полученные в ходе работы результаты подтвердили достижение поставленной цели, обоснованность сформированных концептуальных положений, действенность и практическую эффективность разработанной системы взаимодействия ДОУ с семьей.

 

 

 

 

 

                    День Здоровья

Сценарий физкультурного праздника для детей и родителей.

              Цель: развивать у детей понимание значения здорового образа жизни ; интерес к физической культуре; осуществлять тесное взаимодействие между детским садом и родителями; воспитывать чувство поддержки, взаимопомощи, уверенности.

- Внимание, внимание,

Начинаем соревнование.

Здравствуйте, мои друзья,

Вас всех видеть рада я.

 

-Сегодня мы проводим праздник День здоровья.

Звучит музыка - спортивный марш.

Дети:

Андрей: - Чтобы всем нам проснуться,

 Нужно по-тя-нуть-ся!( все потягиваются)

Начинай! Не спеши!

Носом ты ровней дыши!

Ксюша: - Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать! ( все приседают)

 

Я:- Взял Серёжа обруч свой,

Его он держит за спиной.

Всё, что делает Серёжа,

Повторить попробуй тоже!

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторить спеши опять!

Все повторяют физические упражнения за Серёжей.

 

Участники делятся на две команды.

Приветствия:

1-я команда: Стать чемпионом- сложно,

Но постараться можно!

 

2-я команда: Мы сил не пожалеем,

Покажем, что умеем!

 

Все вместе: Командам нашим дружным-

Привет, привет, привет!

- Начинаем наши соревнования!

 

«Лыжный городок».

Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

 

« Эстафета на санках»

Один участник садится в санки, а второй его везёт до конечной остановки, где они меняются местами.

Игра - разминка « Чья команда быстрее соберётся».

Звучит музыка. По сигналу все участники бегут врассыпную, затем по сигналу две команды выстраиваются в шеренги по росту. Побеждает команда, которая построится быстрее.

 

Выбегает зайчик (Ярик):

- Я зайчишка - не трусишка,

Ускачу от волка быстро.

И зависит от прыжка,

Сохранится ль жизнь моя.

 

Игра « Самый длинный прыжок».

Все члены команды по очереди прыгают. Каждый участник начинает прыжок от той черты, где закончился прыжок предыдущего. Побеждает команда, чей общий « прыжок» окажется длиннее.

 

Я: - Угадайте, кто это?

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд,

Только задом наперёд!

(рак)

 

Эстафета «Раки - забияки».

Участники передвигаются на четвереньках, задом наперёд, обратно- бегом. Побеждает команда, которая быстрее пройдёт весь путь.

 

Игра «У медведя во бору»

Участвуют обе команды. Выбираем медведя. Дети подходят к «берлоге», где прячется «медведь» и выполняют движения, имитирующие сбор ягод, грибов, произносят при этом слова:

У медведя во бору

Грибы – ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Тут медведь с рычание выскакивает из берлоги и ловит детей. Пойманных отводит в берлогу. Выигрывает команда, в которой останется больше игроков.

 

Я: - А сейчас, ребятки, поиграем в прятки!

 

Игра « Найди дочку»

Мамы с завязанными глазами ищут среди детей свою дочку.

 

Я:- Наши папы смелые,

Ловкие, умелые!

Поглядим на этот раз,

Кто сильнее из вас.

Игра « Перетягивание каната»( папы с мальчиками)

 

Я: - Заканчиваем состязание!

Последнее соревнование

Для тех, кто любит футбол:

Воздушным шаром забейте гол!

Участники играют в футбол с воздушным шаром. Побеждает команда, которая за определённое время забьёт больше голов.

 

Подводится общий итог соревнований, объявляет  победителя и вручает всем участникам призы.

 

 

 

 

 

 

Спортивный праздник « Весёлые старты»

Цель:

- развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.

-пропаганда здорового образа жизни.

-воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

 

Инвентарь: кегли, обручи, баскетбольные мячи, воздушные шары, надувные мячи, спортивные скамейки.

 

 

                            Ход праздника.

1.Построение команд.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Очень приятно видеть всех вас сегодня в нашем спортзале! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из весёлых игр- « Весёлые старты»!  И наш спортивный зал превращается в весёлый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке и быстроте!  Теперь пришло время познакомиться с участниками праздника. Каждая команда называет себя и свой девиз.

Представление жюри и напутственные слова.

- Ребята, в ходе соревнований мы с вами должны соблюдать следующие правила:

       уважать своих соперников;

      достойно переносить поражения;

      соблюдать правила игры.

      

 

Эстафеты.

1эстафета - « Разминка»

Добежать до противоположной стороны зала, огибая кегли, пролезть в обруч и бегом вернуться обратно.

 

2 эстафета с мячом.

Участники встают друг за другом, Капитанам вручаются мячи. По сигналу капитаны передают мяч через голову второму игроку, второй - третьему, и так до последнего. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе её и прокатить мяч по земле между ног членов команды. Последний игрок, приняв мяч, бежит вперёд.

 

3 эстафета с обручем.

На каждом этапе участвуют по два человека. Один держит гимнастический обруч, другой пролезает через него. Потом меняются местами.

 

Конкурс для болельщиков.

Загадки:

Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть, они, признаться,

Для вязанья не годятся

Не будильник, не трамвай,

А звоню я, то и знай! (велосипед)

 

Сижу верхом не на коне,

А у туриста на спине.( рюкзак)

 

По пустому животу

Бьют меня – невмоготу!

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки . ( футбольный мяч)

 

Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы, рыболовы?

Что за невод во дворе?

-Не мешал бы ты игре!

Ты бы лучше отошёл,

Мы играем в…(Волейбол)

 

Когда весна берёт своё

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

Ну, а она - через меня.(скакалка)

 

4 эстафета « Посиделки».

Участники команд усаживаются на скамейки затылками друг к другу и передают сидящему сзади мяч. Последний с мячом бежит, садится вперёд и снова передаёт мяч.Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах.

 

5 эстафета « Кенгуру».

Команды стоят на линии старта, у направляющих мяч зажат между коленками. По свистку ребёнок прыгает с мячом до обруча, мяч кладёт в обруч и бегом возвращается, передавая эстафету другому. Выигрывает команда первой закончившая задание.

 

6 эстафета с воздушными шарами.

Ребёнок держит ракетку с шариком и бежит, передаёт эстафету.

 

Конкурс для болельщиков:

1.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира?( « священное перемирие», так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр)

2. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии? ( венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почёт. Им воздвигали статуи, чеканили монеты)

3.Как выглядит олимпийский флаг? (полотнище с пятью переплетёнными кольцами голубого, жёлтого, чёрного, зелёного, красного цвета ( в центре)

4. Что представляет собой олимпийская эмблема? (  Пять переплетённых колец и девиз:  « Быстрее, выше, сильнее!»

5. Когда проходили Олимпийские игры в Москве? ( В 1980 г.)

6. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции? ( Олимп)

7. Как часто проходят Олимпийские игры? (один раз в четыре года)

8. Когда проходили Олимпийские игры в Сочи? ( 2014 г.)

 

7эстафета « Бег в мешках»

Участники по очереди бегут в мешке до противоположной стороны зала и возвращаются обратно.

 

8.эстафета « Прыжки в длину»

Первый ребёнок делает прыжок с места в длину, проводим черту, второй прыгает-вся команда делает коллективный прыжок!

Самый длинный прыжок- победный!

 

9.Конкурс капитанов.

Капитаны бросают мяч в корзину- 3 пробных и 5 зачётных.

3. Подведение итогов и награждение.

 

Я: - Ребята, спасибо вам за то, что вы приняли участие в наших соревнованиях. Есть победители, но, к сожалению, есть и проигравшие, но в нашем мероприятии победила дружба!

 

 

               Не сразу приходят победы,

Но снова вперёд и вперёд

Нас юность настойчиво, твёрдо,

К спортивным рекордам зовёт!