Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Брусничка»
Игра-поле чудес
«Народы-как одна семья,
хотя язык их разный»
старший дошкольный возраст
разработала воспитатель:Алферьева В.О.
2016год
Цель:закрепить и обобщить представления детей о материальной культуре (тип поселений, национальный костюм), духовной культуре (национальная музыка), экологической культуре родного края (растительный и животный мир).Воспитывать уважение к своему народу.Формировать доброжелательное отношение к другим национальностям.
Словарная работа: изба, чум, ягушка, орнамент, кисы,юрта, оленеводство.
Материал: иллюстрации с изображением жилищ-дом, чум, юрта; флагов-Пуровского района, Российской федерации; кукол в национальной одежде-ненецкой, русской, киркизской; деревьев-береза, кедр, дуб; животных-медведь, лиса, волк, заяц.
Непосредственно-образовательная деятельность проводится в форме игры «Поле чудес».Поле разделено на секторы, в которых содержатся вопросы:
1.Назовите флаги. Что они означают?
А) Российский флаг представляет собой прямоугольное полотнище, которое состоит из трех цветов: белого-верхнего, синего-среднего, красного нижнего. Белый цвет полосы означает свет, синий-небо, красный-весна.Флаг Российской Федерации поднят над Кремлем, над зданиями правительства и другими государственными учреждениями. Российская символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.
Б)Флаг Пуровского района представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, на котором изображено животное-соболь, так как в Пуровском районе обитает много разных зверей и наш район богат пушниной.
Назовите коренных жителей Пуровского района?
Как называется одежда у коренных жителей?
Чем обшита ненецкая ягушка? (ягушка обшита орнаментом со всех сторон, обшиты орнаментом и кисы-обувь коренных жителей. Каждый орнамент, вшитый в одежду и обувь, означает либо дорогу, либо жизнь, прошлое, настоящее и даже будущее оленеводов и рыбаков.)
2. Определите, в каком доме живет каждый из этих ребят?
(Русский мальчик живет в избе, которая построена из бревен. Обязательный элемент каждой избы-печь для обогрева жилища, поэтому над крышей видна труба.
Мальчик в национальной одежде-малице, живет в чуме. Чум построен из шестов и покрыт оленьими шкурами, которые сшиты между собой. Чум покрывают зимой несколькими полотнищами, сшитыми из оленьих шкур, чтобы сохранялось долгое время тепло и не было холодно в чуме.
В юрте живут люди по национальности-киргизы. Юрта-это переносное жилище киргизов, они ведут кочевой образ жизни, как ненцы, ханты, селькупы, живущие в тундре. Юрта покрыта шкурами овец, так как киргизы разводят овец-занимаются овцеводством).
Музыкальная пауза (дети изображают характер танца-русская народная и ненецкая песни).
3.А) Определите, какое дерево не растет в наших краях? (дуб)
Б) Какое дерево больше всего вам нравится и почему? (дети рассказывают об одном выбранном дереве).
4. Назовите животных, которые обитают в нашем районе? (лиса, волк, медведь, заяц…)
5. Назовите «сонь»-животных, которые спят всю зиму до самой весны? (медведь, еж, лягушки и т.д.)
Ведущая: Теперь мы знаем, ребята, что у нас есть соседи, люди других национальностей, что у них есть разные жилища, костюмы национальные, свои песни и танцы. Давайте, ребята, будем уважать свой народ и будем доброжелательны друг к другу! Ведь народы-это как одна большая семья, хотя язык их разный. Давайте вместе все дружить!!!