Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 708 Из опыта работы: «Куклотерапия» - технология обеспечения социально-психологического бла­гополучия ребенка

Опубликовано 07.04.2016

 Структурное подразделение «Северный детский сад «Василек»

МБОУ «Северная СОШ»
 

«Куклотерапия» - технология  обеспечения

социально-психологического

бла­гополучия ребенка.

СКАЧАТЬ
 

(из опыта работы)


 

Подготовила:

воспитатель первой      

квалификационной категории

Ануфриева Л.В.


 

с.Северное, 2014 г.

 

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапия. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе я использую технологию  куклотерапии. Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы варьирую  требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, предлагаю  произнести ее вместе с куклой.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Для детей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла – обезьянка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и дети обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Ребенок не замечает моих рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

Особенно нравится  детям пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрываю  простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с детьми, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Дети очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – вырезаны из старых книг. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр, доставляем много радости и удовольствия и создаём у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игрушки-персонажи для детей занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В этом возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Прилагаю  все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для ребенка. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка делаю  неожиданным и сюрпризным. Кукла громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Она жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с детьми раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поет колыбельную песенку и пр. 
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормлю куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы напоминают  привычки самого ребенка.

Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивать речь, укреплять связь: ребёнок – педагог.

Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы-пеленашки охраняли детский сон, оберегали маленького ребенка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети подрастали, для них изготовляли тряпичных куколок, с которыми можно было играть. А потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки.

Сегодня мы с вами сделаем кукол-пеленашек, которые нам помогут спокойно заснуть во время дневного сна. (Участники делают куклу-пеленашку, используя технологическую карту изготовления куклы.)

              

Эту куклу можно взять в кулачок или положить под подушку, после чего закрыть глаза и мысленно рассказать этой кукле свой секретик.

Такое занятие рекомендуется проводить с детьми старших групп, а готовые куклы использовать практически.