ГБОУ Школа №2098 имени Героя Советского Союза
Л.М. Доватора
Открытое занятие
по детскому экспериментированию "Лаборатория живой и неживой природы"
"Обычная и необычная соль"
СКАЧАТЬ (с картинками)
Провела: Пестрецова Г. А.
воспитатель группы №10
г. Москва
Цель: - расширить кругозор детей;
- учить анализировать и делать выводы в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
- воспитывать интерес к познанию и исследованию;
Задачи: - познакомить детей со способами добывания соли;
- рассказать о ценности и использовании соли человеком в целях профилактики заболеваний;
- сформировать представление о выпаривании соли из воды в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
План занятия:
1. Мотивационно -побудительный этап
2. Организационно-поисковый этап.
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
Ход занятия:
1. В: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней прикреплены несколько изображений.(на доске изображения моря, морской соли, соляной комнаты, соляной шахты, пачки поваренной соли)Они совершенно разные, но в них есть что-то общее. Посмотрите внимательно и скажите, что же общего? (везде присутствует соль)
- Правильно! Думаю, пачка соли найдется в каждом доме, и все вы ее видели. А кто-нибудь отдыхал на море или в соляной комнате? (рассказы детей)
2. В: - Вот видите, как интересно! А как вы думаете, где берут соль?
(добывают в соляных шахтах, выпаривают, вываривают из морей и озер)
- Давным - давно охотники приметили, как животные лижут какие-то камни, выступающие из земли. На вкус они оказались солеными. Тогда и начали добавлять соль в пищу, что бы сделать пищу вкуснее. А еще люди прятали добытое впрок мясо в морскую воду, что бы защитить его от хищных птиц и насекомых, от этого мясо приобретало приятный вкус.
Раньше соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее только знатным людям, остальные уходили "несолоно-хлебавши". К соли относились уважительно. Отсюда народная примета - соль рассыпать - к ссоре.
Сейчас же соль добывают, в основном, в соляных шахтах.
А как еще можно применять соль?
(полоскать горло, зубы)
- Стас Гофман побывал в соляной комнате. Сегодня он с нами поделится о том, зачем нужна соляная комната и что там делают.
(сообщение ребенка)
- Спасибо, Стас! Мы говорили о том, что подсоленой водой полощут горло при ангине и рот при зубной боли. А еще соленую воду закапывают в нос при насморке. Если теплую соль насыпать в ткань и приложить , например, к спине, то это так же снимет боль.
- Давайте с вами попробуем приготовить такой волшебный раствор. Для этого возьмем стакан с водой и добавим ложку соли.(выполняет один из детей) Какого цвета вода в стакане? (белого).
- Теперь хорошо размешаем...Теперь какого? (вода стала прозрачной)
- Почему? Куда же делась соль? (растворилась, исчезла)
- Соль никуда не исчезла, она действительно растворилась в воде. Сейчас мы с вами ее оттуда "достанем".
(воспитатель проводит опыт по выпариванию соли из воды, дети наблюдают результат, могут попробовать на вкус)
3. В: -Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали о таком, с одной стороны, обычном, а с другой - необычном продукте, как соль?
(ответы детей)