Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 980 Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое кукол»

Опубликовано 07.08.2016

  Конспект НОД  по формированию целостной картины мира в подготовительной  группе на тему: «Путешествие в прошлое кукол»

                            Воспитатель: Кожевникова Оксана Александровна

                                              МДОБУ №32 г. Оренбург, ул. Монтажников д 8

 

Цель: Формирование у детей интереса к традиционной народной культуре, обычаям прошлого, в процессе изготовления куклы – оберега.

                                                  Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение детей использовать в речи краткий и   распространённый ответы;  Формировать интерес к   народной    кукле; Расширять кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

 Развивающие: Развивать умение самостоятельно объединяться для     совместной деятельности; углублять представления   детей о предметах и материалах из которых они изготовлены: глина,  солома, дерево, ткань;    совершенствовать   связную речь, диалогическую  речь; Закрепить навыки   использования алгоритма в процессе создания куклы из ткани

Воспитательные:

 Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций старинных кукол, беседа о куклах оберега, просмотр презентации изготовление  тряпичных кукол

Материал и оборудование: куклы разных видов и размеров, обручи (болото), дуги(лес), ткань, вата нитки (заранее нарезанные), ножницы.

 

                                                       Ход занятия:

                                                      1часть (вводная)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас сегодня  необычного?

Дети: В группе много гостей. 

Воспитатель: Они  к нам пришли с другого детского сада, посмотреть на нас, и. Что нужно сделать, когда гости приходят?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Ну конечно, давайте поздороваемся со всеми гостями.

Дети: Здравствуйте!                                                                    

 

                                              Сюрпризный момент.                    

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Или мне показалось, что кто - то постучался?

            (воспитатель выглядывает за дверь и заносит куклу-оберег)

Воспитатель: Ребята, а вы не знаете, откуда пожаловала к нам такая красивая кукла?

Дети: Из магазина, или  с фабрики

Воспитатель: Давайте мы ее спросим,  может она сама нам расскажет, откуда она и как ее зовут? 

Дети: Давайте

Воспитатель: Она  говорит, что ее зовут Маша. Она к  нам приехала  из волшебной страны «Кукляндии». Как вы думаете кто живёт в этой стране?

Дети: Куклы.

Воспитатель: Да, там много разных кукол. А ещё там можно узнать  о куклах,  с которыми дети играли очень давно.  А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Дети: Нет.

Воспитатель: Может ты нам, кукла Маша расскажешь,  какие раньше были куклы? С удовольствием! Не только расскажу, но и провожу вас в волшебную страну Кукляндию.  Но для этого нужно попасть в волшебство. Давайте встанем в круг, посчитаем сколько нас человек отправляется в путешествие закроем глаза и скажем: «1,2,3, в волшебство нас окуни!»

                                                      II часть (основная).

Воспитатель: Куда это мы с вами попали?  И куда идти дальше? Вы ничего не видите?

Дети: Стрелки.

Воспитатель: Правильно  стрелки,  наверное  это указатель, как нам двигаться дальше. Прежде чем нам отправиться дальше, я думаю ,что у нас на пути будут препятствия,  нам легко  будет  их преодолеть ,если мы будем осторожны и внимательны. Что вы видите?

Дети: Дорожки.

Воспитатель: По какой мы с вами пойдём? И почему? Ну конечно по той которая короче, чтобы быстрее добраться до нашей страны Кукляндии. Проходите,  вспомните правило  не толкайтесь. Ребята смотрите дальше болото. Нужно перепрыгнуть из обруча в обруч. Будьте внимательны,  чтобы не провалиться в болото, впереди лес нужно пролезь через густую чащу леса (пролезть под дугой).

Воспитатель: Вот мы и пришли в волшебную страну «Кукляндия» Сколько здесь много кукол.  Но брать их ребята нельзя, они все волшебные. Ребята, а вы хотите  узнать какими куклами играли раньше в старину.

 

Дети: Да.

Воспитатель: А как мы можем это узнать сейчас.

Дети: Через интернет, из книги, сходить в музей

Воспитатель: Присаживайтесь поудобнее я вам сейчас покажу информацию из интернета о старинных куклах, и из чего они изготавливались. (Презентация).

Воспитатель: Давным, давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой. Вы видите сейчас  таких кукол в магазине? Но зато их можно увидеть в музеи.  Посмотрите она похожа на современную куклу? Давайте найдём сходства и отличия кукол.

Дети: У старинной куклы нет рук, ног, не красочная, изготовлена из дерева, Воспитатель: она значит какая?

Дети: Деревянная

Воспитатель: Современная сделана из пластмассы , искусственные волосы, её можно купать, расчёсывать, одевать, раздевать, сами поют, разговаривают  ), Ребята, ещё раньше были куклы из глины. Люди лепили кукол из глины и раскрашивали угольками. Когда появились искусственные краски  народ стал раскрашивать кукол красками. Они стали яркими и красивыми. А как вам кажется эти куклы сохранились  и до наших дней.

Дети: Да

Воспитатель: Правильно сохранились, но ими не играют, они служат для украшения. Что это за куклы?

Дети: Дымковская, филимоновская.

Воспитатель: Эти куклы из чего изготовлены?

Дети : Из глины

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Ребята  посмотрите и догадайтесь а из чего сделана эта кукла?

 Дети: Из соломы.

Воспитатель: Да раньше были даже соломенные куклы. Люди собирали солому, затем варили её, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, потом скручивали её, связывали и украшали. Вот такая получалась кукла. Ребята, а с соломенной куклой интересно играть?

Дети: Нет                                                                                                                            

Воспитатель: Почему?

Дети: Не прочная, ломается, нельзя раздеть, одеть.

Воспитатель: Правильно, но прошло много лет и человек придумал другую куклу. Как вы думаете из чего  она сделана?                       

Дети: Из ткани

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Тканевая,

Воспитатель: Молодцы. Но раньше ткань называли тряпочка, и эту куклу прозвали Тряпичная.  Только эта кукла не обычная. Что в ней не обычного?  (Нет лица – безликая, сделана своими руками) но самое главное , что эта кукла -оберег.  Что такое оберег? (значит оберегать, защищать). Эта кукла оберег ставилась в передний угол дома, чтобы все её видели, а потом  передавалась от мамы к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали от разных бед, приносили в дом счастье.  Вот какая интересная история о куклах. Все куклы сделаны из каких материалов?

Дети: Из разных

Воспитатель: Давайте  ещё раз вспомним,  какими куклами играли раньше

  Дети: Деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная. 

Воспитатель: А какая кукла вам запомнилась больше всего? (Ответы детей) А мне понравилась кукла оберег, которая пришла к нам в гости, вот если бы у меня была бы такая кукла, которая оберегала мою семью от всех бед, болезней,  и в моём доме  было бы только счастье, радость.

Ой, наша гостья затерялась  среди современных кукол. Давайте мы ее найдем.

 Вот, она! А как нам быть, кукла одна, а нас много?

Дети: Сделать самим.

Воспитатель: Давайте  мы попробуем сами изготовить таких кукол, которые будут вас оберегать, но для начала нам надо вернуться из волшебной страны в группу, нам нужно пройти те же препятствия, вспомним, как мы сюда шли? Какие препятствия прошли? Мы должны идти все дружно, не убегать далеко друг от друга, путь далёк. (Прошли)  А ведь мы всё ровно ещё в волшебстве, какие слова нам нужно сказать, чтобы оказаться в д/с?  произнесём волшебные слова, чтобы вернуться в группу. Какие волшебные слова вы знаете? «1, 2, 3, в группу нас верни». Вот мы и в группе, посмотрите все вернулись ни кого не потеряли, не забыли? (Посчитаем количество ). Предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить нашу пальчиковую гимнастику «Любимые куклы»

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,                    

Нарядили. Не узнали!                                                                 

 

                                           III часть.

      Воспитатель: Отдохнули?  Ну что начнём делать куклу оберег? А вы знаете? как делать? А давайте посмотрим как она делается. Сели за стол.  (На доске алгоритм изготовление куклы.)

                                     Технология процесса

1. Для изготовления возьмем цветную  ткань.

2.Аккуратно положим на середину квадрата  вату в виде шарика.

3. Затем соединим 1 уголок с другим, как мы это делали с бумагой.

4.Ватный шарик останется пот тряпочкой.

5. Взять  шарик и перетянуть нитью туго, и завязать на узелок.

6. . Это и есть основа куклы.

7. Затем взять  белую ткань прямоугольной формы, положить на голову и тоже завязать на узел, а края оставить.

8.. Для того чтобы сделать кисти рук , необходимо завязать края белой ткани. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

Воспитатель: Покажем кукле Маши  свои куклы,обереги. Каждая кукла не похожа ни на одну куклу, потому что каждый из вас вложил в неё свою любовь, душу.

Раньше куклы были без лица, безликие, а сейчас ребята  кто хочет, нарисуйте куклам лицо. Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте теперь прижмём свою куклу оберег к своей груди, чувствуете как она вас уже оберегает?  Расскажем Маши, что запомнилось больше всего на занятии? О чём хотите рассказать дома?  Что ещё хотите узнать? Кто хочет сделать такой же оберег своей бабушке, или маме, сестрёнке, папе? А у нас, где они будут храниться?

Дети: В группе

Воспитатель: Давайте придумаем имена своим  куклам. Будем бережно  обращаться с ними, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу

Ребята, давайте попрощаемся с Машей и отправимся играть с нашими новыми  куклами