Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 788 Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по развитию связной речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Зима, мы тебя не забудем!»

Опубликовано 02.05.2016

Муниципальное Автономное Дошкольное  Образовательное Учреждение    «Детский сад № 29»

 

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

по развитию связной речи и обучению грамоте

 детей старшего дошкольного возраста

 «Зима, мы тебя не забудем!»

 

                                                          Выполнила: воспитатель

                                                          Савенок Лилия Минирасимовна

 

                                                  г. Березники

                                                      2016 год

                                    Пояснительная записка

         Применение инновационных технологий –  мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.  Использование мнемотехники позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. Желание  по схеме составить предложения, общий рассказ  о зимних забавах. Дети выполняют разнообразные задания, которые позволяют  следить за своим темпом речи.  Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками.    Что позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес через интригующую проблемную ситуацию (нужно обязательно показать задания верно, чтобы зима уступила место весне). 

  Непосредственно - образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются  инструкция. Начинается с организационного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всей деятельности. Дети смотрят на игрушки, картины, слушают звуки, песни, отвечают на наводящие вопросы.  В процессе данной части деятельности осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок выступил, проявил свое творчество.

   С целью заинтересованности детей  используется технология логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально - речевых игр и упражнений. Музыкальные упражнения, танец способствуют быстрому запоминанию загадок, стихов, эмоциональному развитию.

Цель: совершенствование фразовой речи  детей через развитие музыкального, динамического слуха, темпа, ритма речи.

Задачи:

-закреплять знаний детей о временах года, растениях, птицах, явлениях        природы;   

- расширять словарь прилагательными, существительными, наречиями, глаголами, предлогами;

- развивать умение  составлять простые и сложные предложения;

- совершенствовать навыки диалогической, монологической речи детей в процессе рассказывания с опорой на картины, музыкальное сопровождение;

 - развивать   фонематический слух, фонематическое восприятие, умение выполнять звуковой анализ слова.   

Оборудование: музыкальное сопровождение; оформление зала, костюмы у детей, ведущего, иллюстрации разных картин о временах года, деревьях, птицах.  Резиновые коврики, ворота, снежинки, комочки.

Музыкальное сопровождение: песня «Выпал беленький снежок», песня "Весна" (музыка Смирновой),  пьеса "Апрель"  (П. И. Чайковский), фонограмма "Пение птиц, зимних звуков", песенка  "Кукушка", Григ  "Утро",  хоровод "Берёзка",  песня «Вот уж зимушка проходит».

 Предварительная работа:  разучивание стихов, беседы о зиме, зимних забавах, весне, наблюдения за живой природой, разучивание музыкального репертуара, слушание классической музыки,  психогимнастика, дыхательная гимнастика.

Ход:

         Дети входят в зал под музыку, в разных направлениях. Воспитатель в костюме Зимы.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Мы очутились в сказке «12месяцев», в зимнем лесу. А  вы хотите оказаться в весеннем месяце? Хотите, чтобы я Зимушка морозная уже уступила место солнечной весне? Чтобы ощутить весеннее настроение, запах Весны нужно выполнить  задания.

-Докажите что вы меня любите, расскажите о зимних явлениях и забавах. Опора на пиктограмму. ( Ответы детей сопровождаются звуками ветра, скрипом снега, гулом деревьев на ветру). 

Воспитатель: Мы гулять пойдем, что наденем?

-Штаны, шарф, варежки  связаны из шерсти?

они какие? (вязаные, шерстяные), шуба из меха, сапожки теплые из кожи?

- Чем зимой мы забавлялись?

- Как сказать одним словом? (зимние забавы).

- Сколько снега? Какие сугробы?

Песня «Выпал беленький снежок»

«Дыхательная гимнастика «Снежинка»

- Дуем на снежинку на ладошке через язычок «трубочка» (музыкальное сопровождение.)

Подвижная игра «Снежки»

-  Разбежимся по поляне. Будем мы в снежки играть. Вдох, на выдохе снежки вдаль  бросать и  будем пропивать ША-ЖА, ШИ-ЖИ.

 -   Снежок в лицо попал, огорчились, удивились.

- Мы на лыжах скользили, будем пропивать ШО-ЖО, ИЖ-ЫЖ.

вперед-назад (под разные ритмы музыки, имитация).

- Катались на коньках (имитация).

- Обрадовались, горку снежную увидали, высоко гласным звуком пропели «А-А-А», высоко на ней сидели (показ рукой) и  с нее долго мы катИИИлИИИсь (показ рукой).

- На снежный ковер мы ложились, по нему влево, вправо покатились (лежа, катаются по полу).

- Хорошо рассказали о зимних забавах, и я выполню вашу просьбу, а теперь сядем удобно и послушаем.

-  Наступила весна, все пробуждается от зимнего сна. Многие художники, композиторы в своих произведениях воспевают пробуждение природы и всего живого.

 Послушайте стихотворение  "Весна".

Птичьих песен вся полна,

Расцвела вокруг весна,

Солнцем засияла,

Все красиво стало:

И деревья, и кусты

И весенние цветы.

Земля, ликуя и смеясь,

Как на праздник собралась

Воспитатель: Сейчас вы услышите музыкальное произведение-пьесу "Март"  П. И. Чайковского.

А сейчас, встанем, споем песню о весне.

Дети исполняют песню "Весна" муз. Смирновой

Воспитатель: Ребята,  как рассказывает музыка о природе, какая она?  (ответы детей)

- Да, это пьеса  трепетная,  по-весеннему взволнованная, она рассказывает нам о том, как  на первой проталинке появился в лесу  подснежник

Голубенький, чистый  подснежник - цветок,

А возле сквозистый последний  снежок.

Послушайте фрагмент этой пьесы.

(исполняется фрагмент)

Ребята,  назовите главного героя, без которого не было бы весны?  (солнышко)

Дети говорят закличку с движениями:

Рано, рано мы встаем,

Песню солнышку поем.

Солнышко, солнышко,

Поднимайся,

Солнышко, солнышко,

Разгорайся.

Птички тоже солнца ждут,

Птички песенки поют.

Воспитатель: Давайте послушаем пение птиц (звучит  фонограмма "Пение птиц").

Как  птицы пели? (ответы детей)

А вот послушайте, что поет эта птичка?  (фонограмма пения кукушки),   (ответы детей)

Давайте мы споём песенку  "Кукушка".

(дети исполняют песню)

-А какой в лесу  воздух, давайте подышим!

Дыхательная гимнастика (под музыку Грига  "Утро")

Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу.

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу, налево посвищу (повернуть голову налево, губы "трубочкой" и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо,  вдох,  голова  направо, губы "трубочкой",  выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы "трубочкой",  вдох)

И в облака  (опустить голову, подбородком коснуться груди,  спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю  (круговые движения руками), (повторить 2 раза)

двигательное упражнение  "Лесная прогулка"

-Покажите, какие деревья растут в лесу.

(показывает иллюстрации с изображением разных деревьев, дети называют)

-А вот про это дерево мы знаем песенку.

Хоровод "Берёзка"

- Вы доказали, что меня любите,  показали задания верно и  я Зима уступаю место Весне. 

Ребенок: - гей ты, солнышко проснись!

                  Где ты, скворушка, вернись!

                  Сыпать снег зима устала!

Реб.2:  -  идет матушка весна, отворяйте ворота!

               Первый март пришел, белый снег сошел!

Реб.3:  - а за ним и апрель отворил окно и дверь!

Реб.4.: -  а как май придет солнце в дом принесет!

Песня «Вот уж зимушка проходит».

 Вижу вы  хорошие, умные дети.  Летний и осенний лес вас отблагодарит красотой  грибами, ягодами, лекарственными растениями. 

- Ребята, вам понравилось в  зимнем, весеннем  лесу? (ответы детей).

- Нам пора из сказки возвращаться снова в нашу группу.

Воспитатель: Что вам запомнилось во время нашего путешествия? Чем  бы вы хотели поделиться со своими близкими?