Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1298 РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С,3, Ц

Опубликовано 20.10.2016

Стасенко Валентина Владимировна
МАДОУ№11, г.Томск
учитель-логопед

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ  КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ СВИСТЯЩИХ  ЗВУКОВ   С, 3, Ц:

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых, участвуют кончик языка (он находится за. нижними зубами), боковые края языка (они плот­но примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам, и образует сними щель, а при звуке Ц, сначала смычку, потом, щель.); движения губ (в улыбке), нижней челюсти, (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной, и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной, струи спо­собствуют следующие упражнения.

 

Загнать мяч в ворота

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Краткое описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребен­ком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не на­дувались щеки, для этого их можно слегка придерживать паль­цами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

Наказать непослушный язык.

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удер­живать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокой­но положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ… Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не сле­дует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык дол­жен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопы­вать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Про­контролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откло­няться. Одновременно это- упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

Сделать язык широким

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи­вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык дале­ко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не по­лучается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослуш­ный язык».

 

Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф,  сдуть ватку на  противоположный край  стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не долж­на натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Сле­дить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воз­душная струя была узкая, а не рассеянная.

 

Почистим зубы

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижни­ми зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания. 1. Губы неподвижны, на­ходятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из сто­роны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не сколь­зил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, сле­дить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.