Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1335 Проект «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста как одно из условий успешной подготовки к обучению в школе»

Опубликовано 26.10.2016

Плугатырева Людмила Алексеевна

МБДОУ детский сад «Алёнушка» п. Зимовники Ростовской области

Воспитатель

Проект «Развитие мелкой моторики руки детей старшего
дошкольного возраста как одно из условий успешной
подготовки к обучению в школе»

СКАЧАТЬ (презентация)

 

2 слайд                                                                                                                                       

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

3слайд

Актуальность                                                                                                                  

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важных задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. «Рука -  это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель .Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Упражнения для развития мелкой моторики помогают стимулировать воображение ребёнка, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве, мышление, зрительную память, фантазию. Родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить его к школе. Важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения   это как правило говорит о том, что мелкой моторика пальцев руки развита недостаточно хорошо. Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту.                                                                                                  4слайд                                                                                                                           Цель проекта:выявление и создание условий, способствующих
развитию мелкой моторики руки
В соответствии с целью были определены основные                                               

задачи:
* Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой
моторики в работах специалистов.
* Выявить особенности развития мелкой моторики.
* Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития
мелкой моторики руки.
* Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и
координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
*Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
-произвольного внимания;
-логического мышления;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
* Формировать навыки учебной деятельности:
-умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение

5слайд                                                                                                                        

Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный
 Изучение:
- психолого - педагогической, методической литературы по теме
исследования;
* Создание предметно-развивающей среды;
* Диагностика уровня развития навыков мелкой
моторики и координации движений рук.
* Изучение анализ полученных результатов, выводы.
II этап – основной
Работа выстраивалась в двух направлениях:
* с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной
деятельности педагога и детей;
* с родителями - посредством проведения психолого-педагогической
работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное
пространство «семья – детский сад».
III.этап

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки                                  

Диагностика уровня развития навыков мелкой
моторики и координации движений рук.
 6- 7слайд

реализации проекта
Работу начала с диагностического обследования уровня
форсированности навыков развития мелкой моторики и координации
движений рук по следующим методикам:                                                                    

 * методика “Домик”, разработанная Н.И. Гуткиной;
*“дорожки” (по Л.А. Венгерку);
Результаты диагностики выявили, что некоторых детей графо-
моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые
условия в группе.

8-9 слайд

Предметно - развивающей среда в группе представлена
следующими компонентами: * пальчиковые бассейны с различными наполнителями; * природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья; * мелкая мозаика; конструктор;                                         *изготовлены информационные стенды для родителей.

10-11слайд
Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды
деятельности детей от складывания оригами тестопластики,
бисероплетения.
Изготовлены следующие пособия: игры на
развитие мелкой моторики рук: «Подбери иголки к ежику», «Собери детей
на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», совместно с родителями изготовлен пальчиковый театр по сказкам «Бременские музыканты», «Кот Леопольд»

12-14слайд

Изучив опыт работы по данной проблеме, я сделала вывод , что
работа по развитию мелкой моторики должна  строиться на комплексном
подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и
игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
    2. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)
    3. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая
    продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами). Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно
    образовательной деятельности, так и в вечернее время.

15-18слайд
так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер, что позволяет сделать более увлекательным и интересным процесс познания и формирования умения и навыков, а, следовательно, приносит больше пользы. В своей работе я использую «Игры с красками «игры с бумагой». Они открывают перед детьми новые возможности. Работа со строительным материалом также позволяем мне развивать мелкую моторику Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы
является совместная согласованная работа родителей и педагогов.

19-20 слайд
 Перед собой я поставила задачи повысить психолого-педагогическую
грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.      С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного «Развитие мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению к школе», были проведены консультации по данной теме: «Ум в пальчиках», «Развиваем пальчики, улучшаем речь» семинар «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать» подготовила
рекомендации «Пальцы помогают говорить», «Мелкая моторика в развитии ребенка».
21слайд

Результативность.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть
положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года
показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными
навыками снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом
развитии детей.
 В ходе работы над проектом:
 Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
 Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
 Подобран диагностический инструментарий по определению уровня
развития мелкой моторики и координации движений рук.