Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1119 Эффективность использования технологии ТРИЗ в умственном развитии дошкольников

Опубликовано 22.09.2016

Спиридонова Вера Николаевна

Организация – МБДОУ ДС  №44 «Золушка», м - он Ольминского13

 г. Старый Оскол, Белгородская область;

Должность - воспитатель.

Эффективность использования технологии ТРИЗ в умственном развитии дошкольников

 

 

        Невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе без целенаправленной работы по развитию творческой личности. Творчество это синоним оригинального склада мышления. В работе с дошкольниками использую задания на развитие воображения, образного мышления. Для формирования творческого подхода к «строгой математике», при знакомстве с геометрическими фигурами предлагаю детям самим придумать «имя» геометрической фигуре. Сравниваем придуманное и общепринятое имя. Дети с удовольствием составляют изображения домика, клоуна. Решают задачи в игре «Преврати фигуру», придумать свою «треугольную», «круглую» или «квадратную» сказку или целые истории про жизнь этих человечков и животных.

       Владеют приемами фантазирования, таким как дробление – объединение в играх Никитиных «Дроби», «Сложи квадрат», увеличение – уменьшение («Колобок – великан»). Подготавливаю детей к системному анализу в играх: «Похоже – непохоже», «Перепутанница».

      При знакомстве с количеством и счетом отгадываем загадки цифр, в игре «Похоже – непохоже». Использую пословицы, куда входят числительные. Изображаем их, угадываем, какую пословицу нарисовали. Помогает в работе системный оператор, например: число, цифра. Для получения необычных цифр использую метод фокальных объектов.

     Объект: цифра. Идеальный конечный результат (ИКР): цифра – (должна быть) – огромной и толстой, но в то же время легкой.

     Предлагаю детям необычный счет:

  • счет девочек, мальчиков. Кого больше? На сколько? Как проверить?

Стать парами. Сколько осталось?

  • затем другой необычный счет, например, когда 1+1=2 и когда 1 да 1неравно 2, если число «11»; 1+1=1, (если слепить вмести два кусочка пластилина). Или необычное вычитание: дом – стена – беседка.

       При знакомстве с величиной использую игру «Наоборот», которая помогает увидеть и сформировать противоречивые свойства предметов:

  • назвать наоборот: длинный – короткий;
  • подобрать наоборот: большой круг – маленький квадрат;
  • найти, что бывает: большим и маленьким (воздушный шарик);
  • как карлику стать великаном?
  • Как на маленьком листе нарисовать большую птицу.

      Интересный метод – М.М.Ч. при измерении длинны предмета, при знакомстве с понятиями: больше – меньше; столько же; легче – тяжелее; образование числа (каждое число, состоящее из разного количества человечков. Например: 1 кофе,1 лимонад, 1 молоко,1компот, а всего 4 жидких человечков). Метод синектики помогает формировать ассоциативное мышление. Ребенок размышляет, проводит параллели.

     С детьми играли в аналогию:

  • по форме, игра «Перевертыши». Затем перешла к моделированию знакомых сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка»;
  • аналогия по цвету, величине – игра «Найди родню»;
  • личная аналогия (эмпатия). Я – круг (мои чувства, мысли);
  • фантастическая аналогия.

      Таким образом, итогам всей работы стало выполнение следующих основных задач:

  • Ø развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • Ø формирование нестандартного мышления;
  • Ø развитие ассоциативной памяти, внимания;
  • Ø развитие коммуникативных качеств речи;
  • Ø развитие координации и мелкой моторике.

     Все это составит дальнейшую базу не только для начала систематического обучения в школе, но и для становления ребенка как творческой гармоничной личности.

 

Библиографический список

 

1.Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать/ Ю. Г. Тамберг. – Ростов – на Дону: Феникс, 2007. – 88, 126,227.

 

2. Альтшулер, Г. С., Злотин, Б. Л., Зустан, А. В. Теория и практика решения изобретательских задач/ Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. – с. 10 – 20.

 

3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду/ С. И. Гин. – Минск: «ИВЦ Минфина»,2007. – с.3 – 6.