Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 736 Методическая разработка "Дидактические игры,стимулирующие зрительные,осязательные,слуховые рецепторы и развивающие пространственные представления у детей,страдающих ДЦП, в период реабилитации"

Опубликовано 17.04.2016

ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий» МО РФ

 

                                                                       Букина Татьяна Михайловна

                                                            воспитатель  4 медицинского отделения           

                                                           педагог дополнительного образования

                                                       высшей квалификационной категории

                                 

      «Дидактические игры, стимулирующие зрительные, слуховые и  тактильные рецепторы и развивающие пространственные представления у детей, страдающих  ДЦП, в период реабилитации».

(Методическая разработка)

СКАЧАТЬ

 

                                                      г. Евпатория.

                                                           2016 г.

 

          Данная разработка предназначена для воспитателей санаториев и детских садов санаторного типа и призвана помочь педагогам, работающим с  детьми, страдающими ДЦП в период реабилитации после оперативного вмешательства и поэтапного гипсования.

           Возраст детей от 3 до 9 лет. Категория: инвалиды детства.

           Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой  детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.

           Одним из условий начала коррекционной работы, является предвари –тельное обследование воспитанников , для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с лечащим врачом, логопедом, родителями.

            Неврологом нашего санатория, кандидатом медицинских  наук С.В.Власенко,  была разработана технология нейропсихологического обследования, использование которой помогает  педагогам выявлять у детей особенности психических функций, их патологию и разрабатывать индивидуальный подход  в коррекционной работе с каждым ребёнком. Разработанная неврологом карта нейропсихологического обследования (Приложение 1), позволяет повысить продуктивность  работы на данном этапе. А для сокращения времени обследования рационально  привлекать к нему и родителей ребёнка. Например, при обследовании тактильных функ –ций, слухоречевой и зрительной памяти следует предложить родителям карточки с изображением 6 фигур, ряда из 6 слов для запоминания детьми и воспроизведением с интервалом во времени (сейчас, через 30 минут, на сле-дующий день), поиграть со своим ребенком в игру «Что я нарисовал на твоей руке?», а затем сообщить результаты проведенных игр.

            Кроме этих карточек при обследовании и в коррекционной работе используется следующее оборудование :

            1. Предметные картинки.

            2. Перечеркнутые изображения.

            3. Незавершенные изображения.

            4. Конфликтные изображения.

            5. Наложенные изображения.

            6. Серийные картинки.

            7. Сюжетные картинки.                                                                                                       

            8. Карточки с изображением 6 фигур (несколько вариантов).

            9. Изображение циферблата часов с цифрами и без («слепые часы»).

          10. Тесты Тейлора, Рея-Остерица, Деннмана. (Приложение 2).

          11. Музыкальные инструменты (бубен,барабан,дудочка,погремушка ,                                               гусли, ксилофон).   

          12. Ширма переносная.

          13. Геометрические фигуры и предметы различной текстуры.

          14. Канат, картонный якорь, две палочки длинной 20  см.

          15. Карта с изображением предметов в игровой комнате.

          16. Карточки с изображением группы предметов (2 из которых одинако-

                 вые по всем параметрам).

          17. Карточки с группой предметов, где один  по своим параметрам     

                 «лишний».

 

            Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.

            По окончании этого этапа воспитатель непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функций.Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.

 

            ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

 

1. «Что звучит?». 

     Для детей от 3 до 5 лет используют четыре инструмента.

     Для детей от 5 до 9 лет используют шесть инструментов.

           А) На столике лежат музыкальные инструменты. Детей знакомят с их названием , звучанием. Затем воспитатель закрывает ширмой инструменты и предлагает послушать звучание одного из инструментов и назвать его. Ребёнку, угадавшему инструмент, предлагают поиграть на нём. Если дети затрудняются ответить, следует ещё раз показать инструмент и сыграть на нем, подкрепляя слуховое восприятие зрительным.

            Б) Следующий вариант игры с усложнением: детей спрашивают, какие инструменты им знакомы, затем за ширмой, без предоставления зрительно –го образца, звучит один из них, при правильном ответе, детям показывают инструмент.Если большая часть детей затрудняется с ответом – воспитатель проводит игру в варианте  А).

           2. «Радисты».         

           А) Воспитатель отстукивает ритм рукой , ребёнок слушает, наблюдает за рукой взрослого. Затем ему предлагают повторить «письмо радиста» сначала правой рукой, затем левой и двумя одновременно.

            Б) Ритм отстукивают за ширмой без зрительного подкрепления и ребёнку предлагают послушать «письмо радиста» и передать его  дальше без ошибок. (левой, правой рукой и двумя одновременно).

            В) Усложненный вариант :  «письмо» нужно не только, простучать но и выложить количество звуков перед собой фишками;

                  - простучать ритм в медленном темпе, быстром ;

                 - простучать на один раз больше, чем я ;

           Количество звуков для детей от 4-5 лет не более пяти;

           Для детей  от 5- 7 лет не более семи звуков ;

          Для детей от 7-9 лет не более  десяти звуков ;

          Ритмический рисунок для детей должен выбираться согласно их возможностям и с увеличением количества звуков усложняться не должен.

Игра для слабослышащих детей проводится индивидуально или с небольшой подгруппой таких детей.

 

          3. «Эхо».

          Игра проводится с детьми, оперирующими понятиями : вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади.

          Детям предлагают закрыть глаза и представить, что они находятся в горах, где звучит эхо -  (хлопок, удар в бубен или другой  знакомый звук ), послушайте и расскажите, где звучало «эхо».                                                      

           4. «Оркестр». 

          На музыкальных занятиях, в сюжетно-ролевых играх, караоке – детям предлагают стать музыкантами оркестра. При помощи музыкальных инструментов детям предлагают  сыграть ритмический рисунок произведения ,которое звучит. С детьми у которых нарушено чувство ритма, координация движений , воспитатель работает индивидуально. 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.       

 

           1. «Пальчики».

            Дидактическая игра проводится с детьми после ознакомления с названием каждого пальчика.   

           А) Предлагается ребенку с закрытыми глазами угадать, до какого пальчика дотронулся воспитатель. Сначала  педагог дотрагивается до пальцев поочередно, а затем в произвольном порядке.

           Б) Пальцам ребёнка придается определённое положение (колечко, пе -рекрест, поднятый палец, согнутый палец). Положение придается пальцам ребенка при его закрытых глазах, затем руку ребенка « разглаживают» и про-сят его вспомнить как были сложены пальцы и повторить это положение .

           В) «Рисуем» пальцами своей руки геометрические фигуры на руке ребёнка (глаза ребёнка закрыты).Затем просим открыть глаза и рассказать, что ему рисовал педагог.

           Усложненный вариант – ребёнок не называет фигуру, нарисованную на его руке, а рисует её на руке педагога. При правильном  ответе – ребёнку предлагается быть ведущим в игре с другими детьми.

             2. «Тень».              

             Игра проводится для перевода тактильного ощущения в зрительное поле.

             А). Игра проводится с геометрическими фигурами различной текстуры Ребёнок с закрытыми глазами обследует фигуру поочередно каждой рукой, затем ему предлагается рисунок с «тенью» геометрических фигур и он должен определить,  какая тень соответствует  его геометрической фигуре  и для контроля предложить наложить эту фигуру на тень.

            В упрощённом варианте предлагается 3 фигуры, в усложненном – 5.

           Б). Для перевода тактильных ощущений в слухоречевое поле, ребенку, после обследования геометрической фигуры обеими руками поочередно предлагается назвать её и лишь потом провести зрительный контроль.

           3. «Найди  игрушку».                                

           Игра на развитие памяти в тактильной модальности.

           Предложить ребенку с закрытыми глазами на ощупь обследовать 2-3 игрушки различной текстуры. Затем открыв глаза найти эти игрушки в группе предметов.

          4. «Робот».                                                                                                                                                                                                                                                         

          Предложить ребёнку закрыть глаза, затем придать его телу определённое положение. Попросить при открытых глазах повторить это положение.

           Усложненный вариант :  придать ребёнку сначала одно положение тела, затем другое , предварительно дать задание запомнить эти положения и при открытых глазах повторить их в том же порядке.

 

          5. «Зоопарк».

          Детям раздают карточки с изображением животных и птиц . Ребёнок называет животное или птицу и имитирует  их  характерные движения.

          Усложненный вариант : ребёнок, не называя птицу или животное на своей карточке, имитирует его движения, по которым остальные дети должны догадаться, кто изображен на его карточке. Ход игры переходит к игроку , который первым угадал животное или птицу.

         6. «Художники».

          Игра в большей мере предназначена для детей с оперированными руками.

          А) нарисуй правой рукой в воздухе квадрат, левой рукой, обеими руками, сцепленными в замок.

          Б) усложненный вариант – нарисуй маленький квадрат, большой, слева, справа, вверху, внизу,  двумя руками одновременно в  одном направлении и в противоположные стороны.  

           Первично воспитатель выполняет движения с ребёнком стоя рядом, а затем напротив (зеркально).

           7. «Подними якорь».                                                                                            

           Во время игры, которая носит соревновательный характер ( кто быстрей намотает канат на палку и поднимет якорь), детям ставят определённую задачу:  работать правой рукой, левой рукой или синхронно обеими.

          При проведении игр с детьми, получившими хирургическое лечение на верхние конечности, следует проконсультироваться с лечащим врачом для определения допустимого спектра движений каждым ребенком. 

 

      ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕЦЕПТОРОВ.   

 

1. «Следопыты».

Игра на развитие зрительной памяти.

         На фланелеграфе размещают геометрические фигуры в определенном порядке (количество и вид  геометрических фигур выбирается соответствен-но знаниям детей).

          А) Опиши план расположения фигур ;

          Б) Какой фигуры не стало ? ;

          В) Что изменилось ? ;

          Г) Усложненный вариант ( перевод слуховой модальности в зрительно –            тактильную ) : ребёнок  выкладывает  комбинацию  фигур по памяти,             предварительно прослушав задание полностью.

            Игра проводится с детьми, оперирующими пространственными понятиями  ( верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол, сере-дина ).

           2. «Найди по описанию».

           Игра на перевод речевой модальности в зрительную.

           А) Найди на фланелеграфе геометрическую фигуру, которую я описала и назови её ;

           Б) Найди в игровой комнате предмет, похожий на эту геометрическую фигуру ;

           В) Нарисуй её на листе бумаге правой рукой, левой ;

           Г) Охарактеризуй фигуру, не называя её, пусть дети угадают, какую геометрическую фигуру ты описал ;

           Д) Нарисуй фигуру, которую  я охарактеризовала, в воздухе движением головы, глаз ;

           3. «Найди туфельку Золушки».

          Игра на развитие зрительной памяти. Детям предлагается рисунок  с не-сколькими предметами из игровой комнаты. Это план карты по которой мы найдём туфельку Золушки, утерянную ею. Запомните  карту. Карта «потерялась» и вы должны по памяти пройти от одного предмета к другому в том же порядке, что они были изображены на ней. Если вы двигались верно, то под последним предметом отыщите пропажу Золушки.

         На плане должно быть изображено не более 6 предметов одновремен-но. Предварительно детей следует научить «читать» карту.

          4.»Часовщик»                  

          Игра предназначается для детей, знакомых с понятием времени на часах. На циферблате выставляют время и просят назвать : который час показывают часы.

          А) Следующий этап игры : детям демонстрируют «слепые часы» ( дети, часы сломались, все цифры на них утеряны, надо их отремонтировать ); как вы думаете, который час показывали часы перед тем как сломались – определите по стрелкам.

           Б) Ремонт часов : воспитатель выставляет стрелки на определенное время и предлагает детям не только определить, который час они показывают, но и положить нужные цифры на место, так поэтапно, дети ремонтируют весь циферблат ;

           5. «Найди лишний предмет (одинаковые предметы)».                              

            Игра на перевод  зрительной модальности в слухоречевую.

            Детям предлагается карточка с изображением ряда предметов, где один из них по своим параметрам является «лишний», или 2 предмета из всего ряда одинаковые по всем параметрам. Затем ребёнку дают задание : найди лишний предмет и закрой его фишкой. Или,  найди 2 одинаковых предмета и закрой фишками все остальные, не похожие на эти.  Ребёнок должен не только найти лишний или одинаковый предмет, но и мотивировать свой результат.

           6. «Фантазёры»

           Игра  на перевод зрительного поля в тактильное.

           Детям предлагают карточки с рисунками 1-2- геометрических фигур,  просят рассмотреть их, пофантазировать и с помощью своих геометрических фигур завершить рисунок, который  не завершил автор.

           Для примера, младшим детям показывают образец :  маленький треугольник и к нему  педагог при помощи 2 треугольников большего размера дорисовывает картинку – получается ёлочка.

           Детям старшего возраста задание даётся в устной форме, а детям  с нарушением верхних конечностей, не владеющими  карандашом и кистью предлагают «дорисовать» рисунок готовыми геометрическими формами из цветной бумаги, или картона.

           7. «Волшебный квадрат».

           Игра на развитие зрительного восприятия и развитие пространственных представлений.

           Квадрат разрезают на 10 частей и из них составляют контуры животных, птиц, предметов обихода;

           А) Сначала дети выкладывают  фигурки по образцу (способом наложения);

          Б) Выкладывают фигурки самостоятельно ( этот вариант предлагается детям у которых развито образное мышление).

            При проведении дидактических игр вместе с обучающей задачей педагог воспитывает положительные  эмоции, желание обучаться и сотрудничать с другими детьми и взрослыми. Поэтому к проведению любой игры воспитатель должен не только сам подготовиться, но и провести с детьми предварительную работу. Задания в игре должны быть сформулиро-ваны лаконично, для младших детей обязателен образец.

            - При проведении игр, связанных с названием профессий, следует предварительно в доступной форме познакомить детей с  её названием, с ха-рактерными особенностями и продуктом  их труда, включать  элементы профессиональной деятельности в сюжетно-ролевые игры. («Радист»; «Часо-вщик»; «Художник» и т.п.).

         - Игры, имитирующие движения животных, птиц, техники тоже предполагают предварительного ознакомления с этими объектами  и их характерными движениями, повадками в повседневной жизни («Зоопарк»; «Робот»; ).

            - Игры, включающие математические понятия, по доступности должны соответствовать возрасту, знаниям ребёнка и особенностям его развития.

            - Игры с использованием определенного количества предметов следует проводить после обследования  с установлением количественного порога индивидуально у каждого ребёнка, что позволит исключить отрицательные эмоции и негативное отношение к игре.

            - Очень внимательно следует отнестись к играм со звуковыми сигналами. Перед проведением таких игр следует предварительновыявить детей, которые боятся шума или резкие звуки вызывают у них спастические движения мышц. С такими детьми педагог должен работать индивидуально, соблюдая определенный уровень звука и , как правило, использовать варианты игры со зрительным подкреплением. Такие дети обычно не посещают музыкальные занятия и коллективные мероприятия, им можно предложить в игровой комнате прослушивание музыкальных произведений на релаксацию

           -  В играх на развитие двигательных навыков следует помнить, что педагог должен первое время стоять рядом с ребёнком и лишь при достижении определенных результатов перейти к зеркальному образцу (пе-дагог напротив ребёнка). 

            - При подведении итогов в играх следует строго соблюдать правило: отмечать достижения ребёнка относительно его прежних результатов и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Дети получающие лечение в санатории с диагнозом ДЦП, как правило, имеют уровень физического, пси-хического развития, который не соответствует общепринятым нормам и носит индивидуальный характер, поэтому некорректно проводить сравнение между детьми, имеющими разный диагноз.

             - Следует быть предельно внимательным к состоянию ребёнка во время игры – при первых признаках утомления, отрицательных эмоциях следует прекратить игру, переключить ребёнка на другой вид деятельности или отдых, поменяв при этом положение тела, а при признаках недомогания  у воспитанника обратиться к медицинскому персоналу.

         - Для активного участия родителей в играх детей следует провести ряд консультаций для них  с примерной тематикой :

         - учимся, играя ;

         - значение дидактической игры для всестороннего развития ;

         - роль дидактической игры в подготовке детей к школе ;

         - руководство дидактическими играми ;

 

         Список литературы :

        1. Власенко С.В  с соавт. «Технология нейропсихологического обследования и санаторно-климатического лечения детей, больных детским церебральным параличом» (Методические рекомендации), Евпатория.-2002г.

        2.Панова И. «Если в семье растёт ребёнок с ДЦП». (Методическое пособие для родителей). «Центр раннего развития».Томск. – 2005 г.

        3.Калижнюк Э.С «Психические нарушения при детских  церебральных параличах». Киев. «Высшая школа».-1987 г.

         4.Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольника». Киев. «Советская школа».1985 г.

         5.Ткаченко т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики». Москва. ЭКСМО.-2012г.