ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий» МО РФ
Букина Татьяна Михайловна
воспитатель 4 медицинского отделения
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
«Дидактические игры, стимулирующие зрительные, слуховые и тактильные рецепторы и развивающие пространственные представления у детей, страдающих ДЦП, в период реабилитации».
(Методическая разработка)
г. Евпатория.
2016 г.
Данная разработка предназначена для воспитателей санаториев и детских садов санаторного типа и призвана помочь педагогам, работающим с детьми, страдающими ДЦП в период реабилитации после оперативного вмешательства и поэтапного гипсования.
Возраст детей от 3 до 9 лет. Категория: инвалиды детства.
Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.
Одним из условий начала коррекционной работы, является предвари –тельное обследование воспитанников , для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с лечащим врачом, логопедом, родителями.
Неврологом нашего санатория, кандидатом медицинских наук С.В.Власенко, была разработана технология нейропсихологического обследования, использование которой помогает педагогам выявлять у детей особенности психических функций, их патологию и разрабатывать индивидуальный подход в коррекционной работе с каждым ребёнком. Разработанная неврологом карта нейропсихологического обследования (Приложение 1), позволяет повысить продуктивность работы на данном этапе. А для сокращения времени обследования рационально привлекать к нему и родителей ребёнка. Например, при обследовании тактильных функ –ций, слухоречевой и зрительной памяти следует предложить родителям карточки с изображением 6 фигур, ряда из 6 слов для запоминания детьми и воспроизведением с интервалом во времени (сейчас, через 30 минут, на сле-дующий день), поиграть со своим ребенком в игру «Что я нарисовал на твоей руке?», а затем сообщить результаты проведенных игр.
Кроме этих карточек при обследовании и в коррекционной работе используется следующее оборудование :
1. Предметные картинки.
2. Перечеркнутые изображения.
3. Незавершенные изображения.
4. Конфликтные изображения.
5. Наложенные изображения.
6. Серийные картинки.
7. Сюжетные картинки.
8. Карточки с изображением 6 фигур (несколько вариантов).
9. Изображение циферблата часов с цифрами и без («слепые часы»).
10. Тесты Тейлора, Рея-Остерица, Деннмана. (Приложение 2).
11. Музыкальные инструменты (бубен,барабан,дудочка,погремушка , гусли, ксилофон).
12. Ширма переносная.
13. Геометрические фигуры и предметы различной текстуры.
14. Канат, картонный якорь, две палочки длинной 20 см.
15. Карта с изображением предметов в игровой комнате.
16. Карточки с изображением группы предметов (2 из которых одинако-
вые по всем параметрам).
17. Карточки с группой предметов, где один по своим параметрам
«лишний».
Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.
По окончании этого этапа воспитатель непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функций.Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ.
1. «Что звучит?».
Для детей от 3 до 5 лет используют четыре инструмента.
Для детей от 5 до 9 лет используют шесть инструментов.
А) На столике лежат музыкальные инструменты. Детей знакомят с их названием , звучанием. Затем воспитатель закрывает ширмой инструменты и предлагает послушать звучание одного из инструментов и назвать его. Ребёнку, угадавшему инструмент, предлагают поиграть на нём. Если дети затрудняются ответить, следует ещё раз показать инструмент и сыграть на нем, подкрепляя слуховое восприятие зрительным.
Б) Следующий вариант игры с усложнением: детей спрашивают, какие инструменты им знакомы, затем за ширмой, без предоставления зрительно –го образца, звучит один из них, при правильном ответе, детям показывают инструмент.Если большая часть детей затрудняется с ответом – воспитатель проводит игру в варианте А).
2. «Радисты».
А) Воспитатель отстукивает ритм рукой , ребёнок слушает, наблюдает за рукой взрослого. Затем ему предлагают повторить «письмо радиста» сначала правой рукой, затем левой и двумя одновременно.
Б) Ритм отстукивают за ширмой без зрительного подкрепления и ребёнку предлагают послушать «письмо радиста» и передать его дальше без ошибок. (левой, правой рукой и двумя одновременно).
В) Усложненный вариант : «письмо» нужно не только, простучать но и выложить количество звуков перед собой фишками;
- простучать ритм в медленном темпе, быстром ;
- простучать на один раз больше, чем я ;
Количество звуков для детей от 4-5 лет не более пяти;
Для детей от 5- 7 лет не более семи звуков ;
Для детей от 7-9 лет не более десяти звуков ;
Ритмический рисунок для детей должен выбираться согласно их возможностям и с увеличением количества звуков усложняться не должен.
Игра для слабослышащих детей проводится индивидуально или с небольшой подгруппой таких детей.
3. «Эхо».
Игра проводится с детьми, оперирующими понятиями : вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади.
Детям предлагают закрыть глаза и представить, что они находятся в горах, где звучит эхо - (хлопок, удар в бубен или другой знакомый звук ), послушайте и расскажите, где звучало «эхо».
4. «Оркестр».
На музыкальных занятиях, в сюжетно-ролевых играх, караоке – детям предлагают стать музыкантами оркестра. При помощи музыкальных инструментов детям предлагают сыграть ритмический рисунок произведения ,которое звучит. С детьми у которых нарушено чувство ритма, координация движений , воспитатель работает индивидуально.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.
1. «Пальчики».
Дидактическая игра проводится с детьми после ознакомления с названием каждого пальчика.
А) Предлагается ребенку с закрытыми глазами угадать, до какого пальчика дотронулся воспитатель. Сначала педагог дотрагивается до пальцев поочередно, а затем в произвольном порядке.
Б) Пальцам ребёнка придается определённое положение (колечко, пе -рекрест, поднятый палец, согнутый палец). Положение придается пальцам ребенка при его закрытых глазах, затем руку ребенка « разглаживают» и про-сят его вспомнить как были сложены пальцы и повторить это положение .
В) «Рисуем» пальцами своей руки геометрические фигуры на руке ребёнка (глаза ребёнка закрыты).Затем просим открыть глаза и рассказать, что ему рисовал педагог.
Усложненный вариант – ребёнок не называет фигуру, нарисованную на его руке, а рисует её на руке педагога. При правильном ответе – ребёнку предлагается быть ведущим в игре с другими детьми.
2. «Тень».
Игра проводится для перевода тактильного ощущения в зрительное поле.
А). Игра проводится с геометрическими фигурами различной текстуры Ребёнок с закрытыми глазами обследует фигуру поочередно каждой рукой, затем ему предлагается рисунок с «тенью» геометрических фигур и он должен определить, какая тень соответствует его геометрической фигуре и для контроля предложить наложить эту фигуру на тень.
В упрощённом варианте предлагается 3 фигуры, в усложненном – 5.
Б). Для перевода тактильных ощущений в слухоречевое поле, ребенку, после обследования геометрической фигуры обеими руками поочередно предлагается назвать её и лишь потом провести зрительный контроль.
3. «Найди игрушку».
Игра на развитие памяти в тактильной модальности.
Предложить ребенку с закрытыми глазами на ощупь обследовать 2-3 игрушки различной текстуры. Затем открыв глаза найти эти игрушки в группе предметов.
4. «Робот».
Предложить ребёнку закрыть глаза, затем придать его телу определённое положение. Попросить при открытых глазах повторить это положение.
Усложненный вариант : придать ребёнку сначала одно положение тела, затем другое , предварительно дать задание запомнить эти положения и при открытых глазах повторить их в том же порядке.
5. «Зоопарк».
Детям раздают карточки с изображением животных и птиц . Ребёнок называет животное или птицу и имитирует их характерные движения.
Усложненный вариант : ребёнок, не называя птицу или животное на своей карточке, имитирует его движения, по которым остальные дети должны догадаться, кто изображен на его карточке. Ход игры переходит к игроку , который первым угадал животное или птицу.
6. «Художники».
Игра в большей мере предназначена для детей с оперированными руками.
А) нарисуй правой рукой в воздухе квадрат, левой рукой, обеими руками, сцепленными в замок.
Б) усложненный вариант – нарисуй маленький квадрат, большой, слева, справа, вверху, внизу, двумя руками одновременно в одном направлении и в противоположные стороны.
Первично воспитатель выполняет движения с ребёнком стоя рядом, а затем напротив (зеркально).
7. «Подними якорь».
Во время игры, которая носит соревновательный характер ( кто быстрей намотает канат на палку и поднимет якорь), детям ставят определённую задачу: работать правой рукой, левой рукой или синхронно обеими.
При проведении игр с детьми, получившими хирургическое лечение на верхние конечности, следует проконсультироваться с лечащим врачом для определения допустимого спектра движений каждым ребенком.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕЦЕПТОРОВ.
1. «Следопыты».
Игра на развитие зрительной памяти.
На фланелеграфе размещают геометрические фигуры в определенном порядке (количество и вид геометрических фигур выбирается соответствен-но знаниям детей).
А) Опиши план расположения фигур ;
Б) Какой фигуры не стало ? ;
В) Что изменилось ? ;
Г) Усложненный вариант ( перевод слуховой модальности в зрительно – тактильную ) : ребёнок выкладывает комбинацию фигур по памяти, предварительно прослушав задание полностью.
Игра проводится с детьми, оперирующими пространственными понятиями ( верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол, сере-дина ).
2. «Найди по описанию».
Игра на перевод речевой модальности в зрительную.
А) Найди на фланелеграфе геометрическую фигуру, которую я описала и назови её ;
Б) Найди в игровой комнате предмет, похожий на эту геометрическую фигуру ;
В) Нарисуй её на листе бумаге правой рукой, левой ;
Г) Охарактеризуй фигуру, не называя её, пусть дети угадают, какую геометрическую фигуру ты описал ;
Д) Нарисуй фигуру, которую я охарактеризовала, в воздухе движением головы, глаз ;
3. «Найди туфельку Золушки».
Игра на развитие зрительной памяти. Детям предлагается рисунок с не-сколькими предметами из игровой комнаты. Это план карты по которой мы найдём туфельку Золушки, утерянную ею. Запомните карту. Карта «потерялась» и вы должны по памяти пройти от одного предмета к другому в том же порядке, что они были изображены на ней. Если вы двигались верно, то под последним предметом отыщите пропажу Золушки.
На плане должно быть изображено не более 6 предметов одновремен-но. Предварительно детей следует научить «читать» карту.
4.»Часовщик»
Игра предназначается для детей, знакомых с понятием времени на часах. На циферблате выставляют время и просят назвать : который час показывают часы.
А) Следующий этап игры : детям демонстрируют «слепые часы» ( дети, часы сломались, все цифры на них утеряны, надо их отремонтировать ); как вы думаете, который час показывали часы перед тем как сломались – определите по стрелкам.
Б) Ремонт часов : воспитатель выставляет стрелки на определенное время и предлагает детям не только определить, который час они показывают, но и положить нужные цифры на место, так поэтапно, дети ремонтируют весь циферблат ;
5. «Найди лишний предмет (одинаковые предметы)».
Игра на перевод зрительной модальности в слухоречевую.
Детям предлагается карточка с изображением ряда предметов, где один из них по своим параметрам является «лишний», или 2 предмета из всего ряда одинаковые по всем параметрам. Затем ребёнку дают задание : найди лишний предмет и закрой его фишкой. Или, найди 2 одинаковых предмета и закрой фишками все остальные, не похожие на эти. Ребёнок должен не только найти лишний или одинаковый предмет, но и мотивировать свой результат.
6. «Фантазёры»
Игра на перевод зрительного поля в тактильное.
Детям предлагают карточки с рисунками 1-2- геометрических фигур, просят рассмотреть их, пофантазировать и с помощью своих геометрических фигур завершить рисунок, который не завершил автор.
Для примера, младшим детям показывают образец : маленький треугольник и к нему педагог при помощи 2 треугольников большего размера дорисовывает картинку – получается ёлочка.
Детям старшего возраста задание даётся в устной форме, а детям с нарушением верхних конечностей, не владеющими карандашом и кистью предлагают «дорисовать» рисунок готовыми геометрическими формами из цветной бумаги, или картона.
7. «Волшебный квадрат».
Игра на развитие зрительного восприятия и развитие пространственных представлений.
Квадрат разрезают на 10 частей и из них составляют контуры животных, птиц, предметов обихода;
А) Сначала дети выкладывают фигурки по образцу (способом наложения);
Б) Выкладывают фигурки самостоятельно ( этот вариант предлагается детям у которых развито образное мышление).
При проведении дидактических игр вместе с обучающей задачей педагог воспитывает положительные эмоции, желание обучаться и сотрудничать с другими детьми и взрослыми. Поэтому к проведению любой игры воспитатель должен не только сам подготовиться, но и провести с детьми предварительную работу. Задания в игре должны быть сформулиро-ваны лаконично, для младших детей обязателен образец.
- При проведении игр, связанных с названием профессий, следует предварительно в доступной форме познакомить детей с её названием, с ха-рактерными особенностями и продуктом их труда, включать элементы профессиональной деятельности в сюжетно-ролевые игры. («Радист»; «Часо-вщик»; «Художник» и т.п.).
- Игры, имитирующие движения животных, птиц, техники тоже предполагают предварительного ознакомления с этими объектами и их характерными движениями, повадками в повседневной жизни («Зоопарк»; «Робот»; ).
- Игры, включающие математические понятия, по доступности должны соответствовать возрасту, знаниям ребёнка и особенностям его развития.
- Игры с использованием определенного количества предметов следует проводить после обследования с установлением количественного порога индивидуально у каждого ребёнка, что позволит исключить отрицательные эмоции и негативное отношение к игре.
- Очень внимательно следует отнестись к играм со звуковыми сигналами. Перед проведением таких игр следует предварительновыявить детей, которые боятся шума или резкие звуки вызывают у них спастические движения мышц. С такими детьми педагог должен работать индивидуально, соблюдая определенный уровень звука и , как правило, использовать варианты игры со зрительным подкреплением. Такие дети обычно не посещают музыкальные занятия и коллективные мероприятия, им можно предложить в игровой комнате прослушивание музыкальных произведений на релаксацию
- В играх на развитие двигательных навыков следует помнить, что педагог должен первое время стоять рядом с ребёнком и лишь при достижении определенных результатов перейти к зеркальному образцу (пе-дагог напротив ребёнка).
- При подведении итогов в играх следует строго соблюдать правило: отмечать достижения ребёнка относительно его прежних результатов и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Дети получающие лечение в санатории с диагнозом ДЦП, как правило, имеют уровень физического, пси-хического развития, который не соответствует общепринятым нормам и носит индивидуальный характер, поэтому некорректно проводить сравнение между детьми, имеющими разный диагноз.
- Следует быть предельно внимательным к состоянию ребёнка во время игры – при первых признаках утомления, отрицательных эмоциях следует прекратить игру, переключить ребёнка на другой вид деятельности или отдых, поменяв при этом положение тела, а при признаках недомогания у воспитанника обратиться к медицинскому персоналу.
- Для активного участия родителей в играх детей следует провести ряд консультаций для них с примерной тематикой :
- учимся, играя ;
- значение дидактической игры для всестороннего развития ;
- роль дидактической игры в подготовке детей к школе ;
- руководство дидактическими играми ;
Список литературы :
1. Власенко С.В с соавт. «Технология нейропсихологического обследования и санаторно-климатического лечения детей, больных детским церебральным параличом» (Методические рекомендации), Евпатория.-2002г.
2.Панова И. «Если в семье растёт ребёнок с ДЦП». (Методическое пособие для родителей). «Центр раннего развития».Томск. – 2005 г.
3.Калижнюк Э.С «Психические нарушения при детских церебральных параличах». Киев. «Высшая школа».-1987 г.
4.Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольника». Киев. «Советская школа».1985 г.
5.Ткаченко т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики». Москва. ЭКСМО.-2012г.