Конспект занятия
«Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)
Холоденко Юлия Евгеньевна
МБДОУ д/с №5, МО г. Железнодорожный
воспитатель
Цель: совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.
Задачи:
Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности)
Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, , вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Оборудование: 2 куклы (Фея Вежливости и Королева Грубости), карточки с заданиями, 2 стрелки; модель «Сухое дерево»; листочки; лепестки к цветку «вежливости»; коробка; презентация «Волшебные слова».
Предварительная работа:Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? (ответы детей).
- Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?
- А поможет нам указать правильный путь вот это волшебное яблочко и серебряное блюдечко.
"Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.
Приведи нас в страну вежливости!
- Ребята, посмотрите, кажется, волшебные предметы указали нам неправильный путь. Мы попали в какое то мрачное место.
Королева Грубости:Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания.
Воспитатель: Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными?
Нет. Тогда будем выполнять задания.
- Задание
Вежливая викторина
Воспитатель: О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов.
- Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме, сказал: «Пустяки, дело житейское»? (Карлсон)
- Кто из героев мультфильма съел все запасы меда у Кролика и застрял в парадном проходе? ( Винни –Пух)
- Кто говорил такие слова в мультфильме: «Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!» (Мыши)
- Кто в мультфильме пел:
Какой чудесный день!
Какой чудесный пень!
Какой чудесный я,
И песенка моя!(Мышонок)
Вед: АХ, как нам вежливые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова, дела важны?
Дела делами, а слова- словами.
2. задание
«Выбери правильный путь» (2 стрелки)
Воспитатель: Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.
Налево пойдешь - грубить и драться ты начнешь
Направо пойдешь –сказочных героев найдёшь».
Воспитатель: Дети, какой путь мы с вами выберем? (ответы детей)
- Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.
Сценка
Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.
Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!
Птичка: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.
Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!
Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.
Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!
Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?
Птичка: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты! »
Вопросы к детям:
-Как вы думаете, правильно ли ведут себя герои этого сюжета?
- Что было неправильным в их поведении?
- Как бы вы повели себя в этой ситуации?
- Вы знаете, как надо общаться друг с другом и обращаться друг к другу?
(Ответы детей)
Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, по имени, не грубить, не дразнить и уважать друг друга.
Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. Пойдемте дальше.
3.задание
Модель «Заколдованное дерево».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)
Дети, можно ли ему помочь?
У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, вспомнит пословицу о вежливости.
- Вежливости открываются все двери.
- Ласковое слово и кошке приятно.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Плохое слово, что грязная вода.
- Ласковым словом и мед растопишь.
- Доброе дело делай смело.
- Ласковое слово — что весенний день.
- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
- На всякие приветы надобно иметь ответы.
Воспитатель: Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий.
Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.
Физминутка.
4. задание
Игра «Цветик - семицветик»
Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? – (цветы)
- Вот видите, в Королевстве Грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое: нам нужно вырастить цветик-семицветик добрых и вежливых слов.
Если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости.
Добрый день. Простите.
-Добрый день! - тебе сказали. Простите , я больше не буду
-Добрый день!- ответил ты. Нечаянно бить посуду,
Как две ниточки связали- И взрослых перебивать,
Теплоты и доброты. И что обещал- забывать,
Но если я все же забуду -
Здравствуйте . Простите, я больше не буду.
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй !-улыбнется он в ответ.
И.наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет .
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За все ,что делают для нас .
И мы припомнить не смогли бы ,
Кому сказали ? Сколько раз?
Доброго пути .
Нам желают : « Доброго пути»
Будет легче ехать и идти.
Приведет ,конечно, добрый путь
Только к доброму чему – нибудь .
Пожалуйста .
Отменить , что- ли слово « пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет ,пожалуй что, без « пожалуйста»?
Нам становится неуютно.
Будьте здоровы.
Эти слова все известны давно,
Видишь ,они и просты, и не новы
Но я еще раз повторю все равно:
-Добрые люди ,будьте здоровы !
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.
Королева Грубости: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление Феи Вежливости)
Фея Вежливости: Ребята, спасибо вам за то, что меня выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.
Фея Вежливости: Я приготовила для вас сюрприз: дарю вам вот такую красивую коробочку. Но открыть её можно только с помощью волшебных слов.
Какие волшебные слова вы знаете? (показ презентации с загадками о волшебных словах)
(дети достают из коробочки угощение для каждого ребёнка)
Воспитатель: Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней.
И нам пора возвращаться в группу.
« То жара на планете, то вьюга
Только вместе нас не испугать
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.
Как бы ни было нам туго
Нужно вежливость не растерять
Мы окажем друг другу вниманье
И друг друга сумеем понять»