Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 879 Инновации в образовании

Опубликовано 02.06.2016

Крылова Ольга Васильевна

воспитатель МКБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Ромашка" Ивановская область, п.Лежнево

Инновации в образовании.   

    Лучше скажи мало, но хорошо. Современная жизнь диктует свои законы. Речь людей становится деловой, лаконичной, лишённой образности, яркости. Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. У них бедный словарный запас, дети затрудняются в пересказе и составлении рассказов, у них плохая память, отсутствуют  эмоции при декламации стихов, многие не выговаривают звуки. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Хорошее владение речью –  это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого  зависит и социальный статус, и профессиональная карьера человека. 

Эффективным средством при работе с детьми  является метод наглядного моделирования.

Актуальность использования наглядного моделирования состоит в том, что

- ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

        Одним из видов моделирования является метод  синквейна. Что же такое Синквейн? Это очень  простое слово,  произошедшее от французского слова пять, что в переводе означает пять слов. Это малое нерифмованное стихотворение, подчиняющееся определённым правилам. В первой строке – находиться сама тема, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Это могут быть пословицы, слова из песен, афоризмы.

    Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как  бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о  котором говориться в дидактическом синквейне. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

При творческом использовании  синквейна,  он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, ведь сочинять  так полезно и увлекательно. Простота построения синквейна  позволяет быстро получить результат. Самое главное -  синквейн  получается  у  всех!

Синквейн  составляем на хорошо знакомые темы, предметы, явления.  В результате дети    овладевают  обобщениями, расширяется словарный запас, в их обиход входят такие понятия, как слово-признак, слово-действие, дети учатся  согласовывать слова в предложении. Тем самым непринуждённо я подвожу их к школе. Кажущаяся простота этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Суть инновации - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.       Синквейн  является диагностическим инструментом, носит характер комплексного воздействия: развивает речь, память, мышление, используется для закрепления изученной темы, является игровым приёмом

    На начальном этапе обучения детей составлению синквейна использовала следующие упражнения: «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

 «Кто что делает? » - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают? » - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.

Свои работы (синквейны) дети оформляют в форме графических рисунков. Дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.

Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны. Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны.

Также в данном направлении я использую такие варианты работ:

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего) ;

-составление синквейна по прослушанному рассказу, по пройденной теме.

-анализ неполного  синквейна  для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки(второй, третьей) - на основе существующих строк необходимо их определить.

Применение данного метода позволяет детям:- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Использование синквейна на занятиях позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

  Ведь всё гениальное просто.  Только надо найти минутку и поиграть с ребёнком в лёгкую, увлекательную и, безусловно, полезную игру. Вы и не заметите, как процесс составления синквейна заинтересует всех. Так что творите, сочиняйте и тем самым  развивайте детей.