Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Я познаю мир»
МБДОУ детский сад № 1 «Аленький цветочек»
город Карачев Брянская область.
Воспитатель: Юрасова Валентина Егоровна.
Задачи приоритетных образовательных областей:
Познавательное развитие - познакомить со свойствами песка и камня в процессе экспериментальной деятельности, развивать познавательные способности детей, любознательность.
Художественно-эстетическое развитие – развивать цветовое восприятие, чувство композиции, развитие воображения и творческой активности.
Задачи интеграции:
Социально-коммуникативные – развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Речевое развитие – обогащение словаря словами: твердый, гладкий, сыпучий;
Физическое развитие – развитие мелкой и крупной моторики.
Предпосылка учебной деятельности - учить самостоятельно, под руководством взрослого выполнять опытно-эксперементальную деятельность, подводить итог, делать вывод.
Оборудование для каждого ребенка: по два стакана с песком и камнями, по две тарелочки, стаканчик с водой, трубочка.
Мольберты, гуашь для рисования, клей из крахмала, бумага, камни, коробки, песок цветной для рисования.
Предшествующая работа: игры с песком, коллекционирование камней, беседы с детьми о правилах проведения опытов, о безопасности.
Ход непосредственно-организованной деятельности.
Участники: сказочный герой Лунтик, воспитатель и дети.
Звенит колокольчик, дети подходят к воспитателю.
Воспитатель просит детей стать в круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Входит Лунтик:
«Я смотрю на ваши лица – мне бы с вами подружиься.
Здравствуйте дети!
Посмотрите, что я нашел на вашей планете. Я прошу у вас, помогите исследовать эти обьекты (достает две коробочки)».
Воспитатель:
«Если это неизвестный обьект – что надо делать?»
Ответы детей (позвать взрослых, самим ничего не брать).
- Попробуем угадать, что там находится? (воспитатель берет одну коробочку, встряхивает, открывает)
- Дети, здесь ничего опасного нет. Я загадаю загадку, а вы отгадаете, что здесь находится:
Очень нужен детворе,
он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали.
(показывает детям)
Где мы видим много песка? (на пляже, в песочнице и тд.)»
Лунтик:
«Ой как интересно, а что же в другой коробочке?»
Воспитатель:
(встряхивает, слушает звук)
Это не опасно, слушайте загадку:
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дорогах ненужным лежит,
На стройке годится на тысячу лет,
Он может быть мелким-
В ладошках лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(показывает камни в коробочке и дает попробовать)
Какой камень? (холодный, гладкий, твердый)
Где мы можем встретить камни? (на пляже, на стройке, в горах)
Лунтик:
- А мне хочется узнать больше о камне и песке!
Воспитатель:
Что бы узнать больше, мы сейчас отправимся в лабораторию.
(детям предлагается пройти и сесть за столы)
Вспомним правила поведения в лаборатории -
(внимательно слушать, не шуметь, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)
На столах находятся подносы и стаканы с песком и камнями.
Дети рассматривают их. Берут песок и насыпают на лист бумаги.
Цель: показать что песок состоит из отдельных песчинок.
Рассматривают камни: берут их в руки, гладят, жмут. Камень тяжелый, крупный, гладкий.
Опыт 1 «Что тяжелее?»
- с помощью трубочки создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? ( они улетают, сдуваются, легко двигаются)
- а теперь подуем на камень, что происходит? (камешки не двигаются)
Почему? (потому что они тяжелые, крупнее чем песок)
Вывод: Песчинки маленькие, мелкие, легкие, а камни - крупные, тяжелые.
Опыт 2 «Взаимосвязь с водой»
- сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем воды в стакан с песком. Потрогаем песок. Какой он стал? (влажный, мокрый). А куда исчезла вода? (спряталась в песок, песок впитал воду).
- а теперь нальем воду в стакан с камешками. Камни впитывают воду? (нет)
Почему? (потому что камень твердый, не впитывает воду, не пропускает воду).
Вывод: песок быстро впитывает воду, камень водонепроницаем.
Лунтик:
«Конечно все это интересно, но мне бы хотелось узнать, можно ли использовать песок и камешки в рисовании? Я очень люблю рисовать!»
Воспитатель:
«Конечно можно! И на камне, и на песке, можно даже рисовать песком.
На прошедшем занятии мы изучали свойства крахмала и научились им рисовать. Мы сейчас все тебе покажем.
А начнем мы с физкультурной минутки – отправимся в нашу мастерскую художественного творчества».
Физкультурная минутка «Камень и песок»:
Воспитатель говорит – «камень» (дети сходятся в круг) – «песок» (дети расходятся).
Воспитатель:
«Дети, прошу вас пройти в нашу мастерскую художественного творчества. Давайте покажем нашим гостям свое необычное творчество и научим Лунтика рисовать на камешках, на песке, рисовать песком. Так же покажем, как мы умеем рисовать и крахмалом».
Выполнение работы детьми.
По окончании работы спросить у детей, для кого и зачем мы это делали (ответы детей).