Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 790 "Развитие умственных способностей дошкольников средствами оздоровления"

Опубликовано 02.05.2016

 Куценко Юлия Петровна

МДБОУ "Детский сад "Улыбка" Курская обл., Медвенский р-н, п. Медвенка

Развитие умственных способностей дошкольников средствами оздоровления

СКАЧАТЬ

 

Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна.
Успешное ее решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений, семьи и учреждений здравоохранения.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. (СЛАЙД 2)  В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования – это здоровье нации. (СЛАЙД 3) Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
 (СЛАЙД 4) Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодроствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
(СЛАЙД 5) В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
(СЛАЙД 6) Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
(СЛАЙД 7) Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. (СЛАЙД 8) Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарной специализации;
  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Развитие межполушарных связей;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие способностей;
  • Развитие памяти, внимания;
  • Развитие речи;
  • Развитие мышления;
  • Устранение дислексии.

(СЛАЙД 9) Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с пяти лет дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений.  Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • Требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

(СЛАЙД 10) Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.  В комплексы включены дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма. Упражнения на релаксацию организма способствуют расслаблению, снятию напряжения. Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.
  • Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
  • Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.