Ермолаева Анастасия Борисовна
воспитатель
ГБОУ Школа №2103
г.Москва,
Статья на тему:
«Арт-педагогика в социально-личностном развитии дошкольников»
В образовательных учреждениях из всего многообразия стран мира в настоящее время все более активно применяется такой здоровье сберегающий инновационный подход, как психотерапия, посредством искусства.
В системе различных форм психотерапии искусством арт-педагогика рассматривается как совокупность целого ряда психологических методов воздействия, которые применимы в рамках изобразительной деятельности.
Оценивая перспективы возможного внедрения рассматриваемого «искусства» в образовательные учреждения, школьного, дошкольного и специального образовательного уровня следует отметить, что вполне вероятно максимальное приближение инновационных здоровьесберегающих технологий к нуждающимся в них подросткам и детям. Кроме того, внедрение рассматриваемого «искусства» в образование способствовало бы развитию у воспитанников и учащихся различных психических свойств и качеств личности, которые имеют большое значение для их последующей успешной адаптации на психологическом и социальном уровнях.
Кроме того, имеются также многочисленные подтверждения эффективности использования техники в школах. Представленная техника выступает как средство не только коррекции и оздоровления, но и развития. Вместе с тем, с детско-подростковой арт-педагогикой связано множество пробелов в общеметодологическом и практическом плане, требующих своего решения.
Актуальность настоящей статьи связана с тем, что выполненные в нашей стране единичные научные работы по арт-педагогике в детско-подростковом возрасте посвящены главным образом исследованию возможностей применения различных форм творческого самовыражения учащихся с целью их воспитания, образования и развития. При этом перспективы использования арт-педагогики в качестве лечебного, психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического средства на данный момент практически не изучены и не раскрыты.
В современной трактовке термин «арт-педагогика» представляет собой двухэлементное, образованное синтетическим способом слово. Согласно исследованиям Д. С. Лотте, Г.И. Железовской, В.И. Скворцова и др. [2, с.18] арт-педагогика является простейшей формой иноязычных терминов-словосочетаний, наиболее ярко выражающих определяемый (в форме существительного) и определяющий (прилагательное, реже - причастие или существительное) элементы, возникших в отечественной науке путем калькирования внутренней формы и заимствования внешней формы устоявшегося англоязычного термина.
Так, сам термин включает в себя два понятия. Первое из них - «арт» (от англ. «Art») – дословно означает мастерство, ремёсла, искусство, художество; второе понятие «педагогика» (от греч. пайдос - дитя, аго-вести, то есть означает «детовождение»)- наука о развитии, воспитании и обучении человека. Арт-педагогика представляет собой целостность, новую сущность, которая не сводится к совокупности ее составляющих, а становится «более чем эта сумма». Так, буквально под арт-педагогикой следует понимать педагогику искусства; воспитание, образование и развитие человека посредством искусство.
В отличие от так называемой арт-терапии на занятиях с применением технологий арт-педагогики, используется в качестве основного метода метод позволяющий показывать взрослым те или иные манеры действий с конкретным материалом или совместные действия ребёнка и взрослого. При этом педагогу удается не только учить как действовать, но и увлекать за собой, предлагая ребёнку далее поимпровизировать самому. Важно отметить, что педагогом стимулируется творческая активность ребёнка (метод стимуляции) на эмоциональном и вербальном уровнях [3].
На данном этапе, по мнению автора настоящей статьи, необходимо рассмотреть основные виды деятельности в арт-педагогике с целью расширения понимания ее возможностей.
1.Изо-деятельность:
1.Лепка
Пластичные материалы, используемые в арт-педагогике:
Пластилин. В качестве положительных свойств следует рассматривать относительную доступность в приобретении и дальнейшем использовании, наличие ярких цветов, возможность их смешивания, применение в технике «рисование пластилином» (посредством намазывания пластилина на картон, создаются картины), использование в создании объёмных композиций, а также фактор «известности» данного материала для ребёнка дошкольного возраста. К числу отрицательных свойств следует отнести: «искусственность» материала, его «пачкающие» свойства, способность к разрыву (что заключается в недостаточной пластичности по сравнению с природным материалом-глиной) [4].
Глина. Очень часто глина рекомендуется в качестве основного пластичного материала для проведения занятий с обучающимися. Во-первых, глина является природным продуктом, а значит сама по себе благодаря своим естественным свойствам несёт терапевтический эффект воздействия. Во-вторых, глина обладает пластичностью и податливостью, что очень важно при работе с детьми-дошкольниками, так как развивается мелкая моторика, а соответственно и речь ребенка. В-третьих, для глины характерна возможность отсрочить действия с изделием. (например, раскрашивание производится после высыхания). Тем не менее, у глины существуют определенные недостатки: однообразие цвета, требуется специальная обработка, грязь (сильно сушит и пачкает руки), необходимость последующего обжига изделия, а значит, требуется обжиговая печь. Как показывает практика, некоторые дети отказываются работать с данным материалом из-за возможности запачкаться, а также из-за отсутствия определенного эстетического вида. Предлагаемые виды работы с глиной и пластилином: создание объектов и форм. Для пластилина отдельно рисование.
Тесто. Не достаточное внимание, по мнению автора настоящей статьи, уделено в исследованиях такому пластичному материалу как тесто. В работе можно использовать как солёное, так и обычное тесто. В качестве положительных свойств следует выделить пластичность, экологичность и мягкость. Как показывает практика, обучающиеся с огромным удовольствием осуществляют свою творческую деятельность. Тесто является податливым материалом, и подходит даже для трёхлетних малышей со слабо развитой кистевой мускулатурой свободно играют и манипулируют, создавая новые формы. К ряду недостатков материала, можно отнести его однотонность. В свою очередь, автором подчеркивается, что с целью окрашивания можно добавить пищевые красители или выкрасить тесто после запекания. К числу предлагаемых видов работы с тестом возможно использовать технологию манипулирования, создание объектов и форм, создание объектов с использованием природного или подручного материалов, раскрашивание теста в запеченном виде.
Воск. Для художественного воска характерны следующие свойства: чистота и пластичность при использовании (не маркость), приятность на ощупь (не сушит руки), возможность выбора цветов. К недостаткам, по нашему мнению, следует отнести: необходимость предварительного небольшого разогрева (руками), а также достаточно значительная стоимость.
Предлагаемые виды работы с воском: создание форм и объектов (в том числе с использованием различных формочек), создание объектов с использованием природного или подручного материала ( украшение и изготовление праздничных свечей)
Воск экологичнее относительно пластилина, а также обладает ещё возможностью изготовить социально-значимую вещь – свечу.
Еще одним направлением в арт-педагогике является рисование. Рисование призвано обеспечивать сенсорное развитие детей, формирование мотивационно-потребностной стороны их продуктивной деятельности. Кроме того данное направление способствует дифференциации восприятия, развивает мелкие движения кистей рук, что в свою очередь, оказывает влияние на умственное развитие. Рисунок, в качестве игры, «компенсирует малые права ребёнка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создаёт на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Ленц Ф. Для дошкольника и ребенка старшего возраста чаще важен сам процесс рисования, а не его конечный результат. Автор настоящей статьи подчеркивает, что в арт-педагогике удается соединить радость от самого процесса и полученного результата.
Существует несколько техник рисования в арт-педагогике:
- рисование на мокрой бумаге;
- рисование на стекле;
- рисование пальцами;
- рисование природными материалами;
-рисование предметами окружающего пространства;
- техника монотипии;
- техника акватушь;
- техника медитативного рисунка - мандала(магический круг);
- штриховка;
- марание.
Не менее важным в рассматриваемом вопросе является ручной художественный труд ( бросовый и природный материал).
В современных дошкольных образовательных учреждениях данный вид деятельности детей принял достаточно широкое распространение. Превратить обычное занятие в арт-педагогический процесс под силу профессиональному и творческому педагогу. Использование природного, или как в некоторых литературных источниках «живого» материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.
Автором подчеркивается, что существует несколько видов ручного художественного труда:
- создание поделок;
- создание картин;
-построение объёмных моделей из подручного материала.
Ведущая роль в создании моделей объемного типа принадлежит непосредственно педагогу или воспитателю.
Не менее важным аспектов в рассматриваемом вопросе является аппликация, к их числу относятся следующие виды работы с бумагой:
-Манипулирование с бумагой;
-Создание плоскостных картин;
-Создание объёмных картин;
-Оригами.
Автором подчеркивается, что в младшем дошкольном возрасте эффективно использовать простейшие модели с последующей дорисовкой, которые выполняются по показу педагога. Диапазон возможностей детей старшего дошкольного возраста при работе с техникой оригами в значительной мере расширяется.
Не менее важна для развития детей музыкальная деятельность.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
К основным видам музыкальной деятельности относятся следующие:
Восприятие (слушание) музыки.
Из опыта работы можно предложить включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные арт-педагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия [1].
Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.
Танцевально-двигательные деятельность.
Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.
Игра на музыкальных инструментах
Актуальным направлением, по нашему мнению, является театрализованная и художественно-речевая деятельность
Психогимнастика – как метод практической психо-профилактики и психо-коррекции (по Чистяковой)
Логоритмика
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами движения, музыки и слова. В нашей практика хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.
Придумывание, дописывание, переписывание сказок.
Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.
Инсценировка и драматизация - в полной мере доступны детям старшего дошкольного возраста. Малышам педагог предлагает более лёгкий вариант «договорок» и подсказок.
Особое значение, по нашему мнению, в развитии ребенка занимает игра. Именно с помощью игры ребенок познает окружающую его действительность.
Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребёнком мира взрослых.
Детская игра обеспечивает ребёнку безопасность, «психический простор» и «психическую свободу», необходимую для того, чтобы «могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы». Л.С. Выготский
1. Игры с песком
Игры с песком очень нравятся детям дошкольного возраста, они очень эффективны и динамичны.
Работу с песком организуют в трёх видах:
Действия с неоформленным материалом – песком, водой
Действия с предметами и песком
Построение песочного мира сказки, истории (сюжетная игра)
2. Игры с водой
Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребёнка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
Игры с цветом – можно отнести к экспериментальной деятельности дошкольников.
Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.
3. Игры на предметной основе:
– Дидактические игры
– Сюжетно-ролевые игры
Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном процессе.
– Создание арт-педагогической среды - стимулирующая проявление разных видов художественно-творческой активности ребёнка, включает в себя художественно-познавательные источники информации, дидактические материалы для проведения совместных арт-педагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества.
– Наличие высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в арт-педагогике или молодых специалистов со специальным образованием и стремящихся к творческому самовыражению в профессии
– Разработанная методология и арт-педагогические технологии;
– Правильно подобранные методы и средства арт-педагогического воздействия с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в группе;
– Материально-техническое обеспечение арт-педагогического процесса: наличие помещения в соответствии с нормами СанПиНа, оборудование, мебель
Таким образом, пришло время переосмыслить методы и формы приобщения дошкольников к искусству и преобразовать традиционную практику организации данной работы в дошкольных учреждениях. Особое внимание необходимо уделять раскрытию творческого потенциала ребёнка, поощрению его самовыражения при помощи художественной деятельности, формированию его как гармоничной личности.
Краткий обзор арт-терапевтических и арт-педагогических технологий, применяемых при работе с детьми показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с дошкольниками в условиях малых групп.
Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются следующие:
изодеятельность: лепка (тесто, воск, пластилин), рисование (рисование на стекле, рисование природными материалами, техника монотипии, штриховка, марание, рисование по замыслу и на предложенную тему), ручной художественный труд (создание поделок, построение объёмных моделей из подручного материала), аппликация (создание плоскостных картин, оригами); музыкальная деятельность (слушанье музыки, пение, танцевально-двигательная активность); художественно-речевую и театрализованная деятельность (психогимнастика, логоритмика, придумывание и дописывание сказок, драматизации); игровая деятельность (игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы арт-педагогики.
Осуществленный анализ арт-педагогики в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий, позволил нам произвести дифференцирование данной области научного знания от близких и в чем-то смежных феноменов педагогической теории и практики, что создает возможность определения тех феноменологических характеристик артпедагогики на современном этапе ее развития, которые активизируют механизмы личностного развития и определяют специфику ее педагогического потенциала.
Таким образом, под арт-педагогикой нами понимается интегративная область современного гуманитарного знания о закономерностях, принципах и механизмах использования педагогического потенциала разных видов искусства и пробуждаемых ими форм художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач ее воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования).
Список литературы:
- Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание.- М, 2008. -187с.,-С.49
- Гузева М.В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами арт-педагогики: дис.канд. пед. наук. Ставрополь. 2004.
- Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. /Под ред. В. Шестакова, М.: Искусство,-1969. -272 с.,- С. 121.
- Таранова Е.В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами арт-педагогики: дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2013.
- Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание. М, -2008. -187с.,- С.49