Ревва Любовь Леонидовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 156 «Волжаночка»
Ульяновская область, г. Ульяновск
Воспитатель
Развитие интонационной выразительности
речи у дошкольников в процессе театральной деятельности.
В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) указывается на необходимость:
- развития творческой активности детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств.
Таким образом, актуальность данной темы определяется:
1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие;
1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества.
2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе.
3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов.
4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становления эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью.
Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как дошкольный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.
Более сложно сформировать выразительность произвольную.
Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. Формировать произвольную выразительность нам помогает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников – специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники оценивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.
Классификация театрализованных игр:
Автор |
Основание классификации |
Виды игр |
Л.С. Фурмина |
Специфика действующего лица |
Предметные: настольный театр (театр игрушки, плоскостный театр), театр на ширме (с объемным материалом – перчаточные куклы и плоскостным материалом – фигурки на пальчиках, теневой театр). Непредметные: драматизация. |
Н.А. Реуцкая |
Художественное оформление |
Игры – драматизации. Игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей). Фланелаграф. Теневой театр. Бибабо. |
Л.В.Артемьева |
Средства изображения |
Режиссерские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелаграфе. Игры – драматизации (с атрибутами, с пальчиками, с куклами бибабо). |
С.Л. Новоселова |
Категория инициативы, исходящая от объекта игры |
Игры, возникающие по инициативе самих детей. По инициативе взрослого. Народные игры, идущие от исторических традиций. |
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры
– имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.
Основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
-от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3 – 5 сверстников, исполняющих роли;
-от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре – драматизации.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений – это умения взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не сориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
Роль педагога в организации и проведении театральных игр заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоции, переживания, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
Первым и одним из главных педагогических условий по развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх выступает педагогическое мастерство воспитателя, которое включает в себя наличие следующих компонентов:
- педагогическое умение организовывать данный вид деятельности; умение создавать атмосферу сотворчества,
- умение предусмотреть и предупредить возможные затруднения при организации и проведении театрализованных игр;
- владение мимикой, пантомимой, жестами, выразительностью речи;
- активизировать интерес к театрализованной деятельности, побуждая детей.
- создавать проблемные ситуации, решение которых способствует созданию наиболее выразительных образов детьми, стимулируя детское творчество, использовать уже имеющийся опыт театрализованной деятельности детей, и их интерес к ней;
- педагог должен обладать умением отобрать и предложить для драматизации произведения, соответствующие жизненному опыту детей, их возрастным особенностям;
- умение изготовлять атрибуты для театрализованных игр детей;
- умение включаться в театрализованную деятельность детей;
- способность к рефлективному наблюдению театрально – художественной деятельности детей и умение анализировать уровень ее развития.
Другим педагогическим условием развития интонационной выразительности речи дошкольников в играх – драматизациях является готовность ребенка к роли актера, которая целенаправленно формирует педагогом:
- воспитатель побуждает ребенка обдумывать тему игры и способы осуществления замысла;
- при наличии интересной цели дети учатся обдумывать предстоящую игру – драматизацию, хотя бы в самых общих чертах намечать развитие сюжета, подготавливать нужный материал;
- эмоциональное восприятие детьми литературно – художественных образов, глубокое понимание идеи произведения посредством возбуждения у них интереса к теме предстоящей игры;
- совместные усилия детей, направленные на достижение этой цели, объединяют их в дружный, спаянный коллектив, помогают воспитанию ответственности, приучают считаться с товарищами.
- развитие целенаправленности, способности комбинирования – связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Таким образом, полноценное участие детей в театрализованных играх требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Поэтому работу в этом направлении целесообразно начинать с младших групп. Она заключается в следующем:
- побуждать детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”).
-учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).
-учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
- учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией,
- развивать речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного,
-учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:
-продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” и др.),
-закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, и др.)
-закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).
-закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”).
-развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”).
-продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”).
-продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально - значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).