Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1314 «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников в процессе театральной деятельности»

Опубликовано 23.10.2016

Ревва Любовь Леонидовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 156 «Волжаночка»

Ульяновская область, г. Ульяновск
 Воспитатель

 

Развитие интонационной выразительности

речи у дошкольников в процессе  театральной деятельности.

 

В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) указывается на необходимость:

- развития творческой активности детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств. 

Таким образом, актуальность данной темы определяется:

1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества.

2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование  первичных представлений о звучании, ритме, темпе.

3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становления эстетического отношения  к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью.

Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как дошкольный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Более сложно сформировать выразительность произвольную.

 Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. Формировать произвольную выразительность нам помогает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников – специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники оценивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

 

Классификация театрализованных игр:

 

Автор

Основание классификации

Виды игр

Л.С. Фурмина

Специфика действующего лица

Предметные: настольный театр (театр игрушки, плоскостный театр), театр на ширме (с объемным материалом – перчаточные куклы и плоскостным материалом – фигурки на пальчиках, теневой театр).

Непредметные: драматизация.

Н.А. Реуцкая

Художественное оформление

Игры – драматизации.

Игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей).

Фланелаграф.

Теневой театр.

Бибабо.

Л.В.Артемьева

Средства изображения

Режиссерские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелаграфе.

Игры – драматизации (с атрибутами, с пальчиками, с куклами бибабо).

С.Л. Новоселова

Категория инициативы, исходящая от объекта игры

Игры, возникающие по инициативе самих детей.

По инициативе взрослого.

Народные игры, идущие от исторических традиций.

 

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры

– имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.

Основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

 -от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3 – 5 сверстников, исполняющих роли;

 -от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре – драматизации.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений – это умения взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не сориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Роль педагога в организации и проведении театральных игр заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоции, переживания, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

       Первым и одним из главных педагогических условий по развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх выступает педагогическое мастерство воспитателя, которое включает в себя наличие следующих компонентов:

         - педагогическое умение организовывать данный вид деятельности; умение создавать атмосферу сотворчества,       

- умение предусмотреть и предупредить возможные затруднения при организации и проведении театрализованных игр;

         - владение мимикой, пантомимой, жестами, выразительностью речи;

         - активизировать интерес к театрализованной деятельности, побуждая детей.

         - создавать проблемные ситуации, решение которых способствует созданию наиболее выразительных образов детьми, стимулируя детское творчество, использовать уже имеющийся опыт театрализованной деятельности детей, и их интерес к ней;

         - педагог должен обладать умением отобрать и предложить для драматизации произведения, соответствующие жизненному опыту детей, их возрастным особенностям;

         - умение изготовлять атрибуты для театрализованных игр детей;

         - умение включаться в театрализованную деятельность детей;

         - способность к рефлективному наблюдению театрально – художественной деятельности детей и умение анализировать уровень ее развития.

       Другим педагогическим условием развития интонационной выразительности речи дошкольников в играх – драматизациях является готовность ребенка к роли актера, которая целенаправленно формирует педагогом:

         - воспитатель побуждает ребенка обдумывать тему игры и способы осуществления замысла;

         - при наличии интересной цели дети учатся обдумывать предстоящую игру – драматизацию, хотя бы в самых общих чертах намечать развитие сюжета, подготавливать нужный материал;

         - эмоциональное восприятие детьми литературно – художественных образов, глубокое понимание идеи произведения посредством возбуждения у них интереса к теме предстоящей игры;

         - совместные усилия детей, направленные на достижение этой цели, объединяют их в дружный, спаянный коллектив, помогают воспитанию ответственности, приучают считаться с товарищами.

         - развитие целенаправленности, способности комбинирования – связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

         Таким образом, полноценное участие детей в театрализованных играх требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

 

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Поэтому работу в этом направлении целесообразно начинать с младших групп. Она заключается в следующем:

 - побуждать детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”).

-учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).

-учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

- учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией,

- развивать речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного,

-учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

-продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” и др.),

-закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”,  и др.)

-закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).

-закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”).

-развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”).

В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”).

-продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”).

-продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
  • насыщении этой деятельности интересным и эмоционально - значимым для детей содержанием;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).