Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1129 Статья «Становление духовно – нравственного воспитания дошкольников через кружок дополнительного образования»

Опубликовано 25.09.2016

Кривцова Ирина Владимировна
МБДОУ "Детский сад №120", Нижегородская область, г.Дзержинск
воспитатель

Статья «Становление духовно – нравственного воспитания дошкольников через кружок дополнительного образования».

 

 

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»

В.В. Зеньковский

 

Россия. Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для русского человека стали уходить на  второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»,  мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует  спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше соприкасается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не является злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Вопросы нравственно-патриотического воспитания и духовного становления личности ребенка – дошкольника сегодня становятся особенно актуальными.

В ДОУ целенаправленно ведется работа по духовно-нравственному воспитанию. Педагоги, помимо основной комплексной Программы воспитания и обучения М.А. Васильевой, реализуют программу духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (программа «Истоки», автор И.А. Кузьмин, профессор РАЕН). Реализуется работа через кружок дополнительного образования «Добродеяние».

Основная цель программы «Истоки» в дошкольный период  - это заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а так же присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Основополагающие задачи программы «Истоки» для дошкольного образования на деле позволяют:

  • Создавать условия для активного приобщения всех участников педагогического процесса к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
  • Развивать духовно-нравственную и социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
  • Интегрировать знания о среде в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт её целостного восприятия.

Осваивая программу «Истоки», дети расширяют социокультурные связи, которые они приобрели, открывая для себя существование внутреннего мира в других людях, приобщаются к отечественным традициям.

Одной из основных отличительных особенностей программы «Социокультурные истоки» от других программ нравственно-патриотической направленности является обязательное включение семьи в единый целостный образовательный процесс. Семья – это первая социокультурная общность, где ребенок получает базовый опыт, на котором строится характер, закладываются духовно-нравственные основания духовного, эмоционального и физического здоровья. Здесь ребенок обретает память рода, обращенную к потомкам, воспринимает семейные традиции.

Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что недостаточно формировать систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую систему ценностей как в семье, так и в дошкольном образовании.

Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в ДОУ позволяет решать следующие задачи:

  • Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
  • Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

Согласно социокультурному системному подходу, воспитание есть творческий процесс взаимодействия детей и взрослых. Педагоги и  родители – важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка. Поэтому в работе с семьей мы взяли направление на вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами познавательную, культурно - досуговую, общественно полезную и спортивно-оздоровительную деятельность, то есть приобщение семьи к духовно-нравственным ценностям на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия детей и взрослых по программе «Истоки».

Мы начали привлекать родителей к участию в подготовке и проведению занятий по таким темам: «Светлый праздник» (Троица), «Радость послушания», «Добрые друзья», «Мудрое слово» и другие. Были организованы совместные выставки работ родителей и детей: «Весеннее настроение», «Мой любимый город», «Моя семья», «Любимая сказка», «Осенние фантазии». Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтения книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле.

В.И. Даль определяет культуру как «возделывание, образование». Её главная идея – одухотворение. И потому, раскрывая родную для ребенка культуру, мы помогаем ему, прежде всего, проникнуть в глубину себя, в свой внутренний мир. Через познание внутреннего мира в себе и других людях дети постепенно двигались к освоению основ национального самосознания и любви к Отечеству.

Особое, целостное восприятие ребенком мира, находит наиболее яркое воплощение в праздники. Праздник становится трудом души в том случае, когда дети имеют возможность в полной мере испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, когда они испытывают радость и хотят поделиться ею с окружающими. Для того, чтобы восприятие праздника было именно таким, необходимо предоставить детям максимальную активность в ходе его проведения.

Оптимальным для духовно - нравственного воспитания у дошкольников в ДОУ является проведение сезонных музыкально - игровых праздников совместно с родителями: осенью – «Осенняя ярмарка», «Осенины», «День матери»; зимой – «Новый Год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»»; весной – «Наши любимые», «Весна - красна», «Пасха», «Никто не забыт», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом  и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.

Данный метод очень перспективен, поскольку наиболее действенно способствует решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Такая форма общения была воспринята и одобрена родителями. Они, используя жизненный опыт, с удовольствием высказывали свое мнение, делились впечатлениями, приходили к общему мнению. Мы отметили, что к таким мероприятиям, где задействованы родители, дети проявляют особый  интерес и ответственность, с желанием принимают участие.

Это позволяет родителям глубже узнать своего ребенка, понять его деятельность в семье и детском коллективе, увидеть возможности и достижения своего ребенка и его сверстников. Кроме того, такая форма взаимодействия позволяет родителям проявить свои способности, развить свои лучшие качества.

Мы считаем значимым то, что данная работа направляет естественную активность ребенка к социальному действию, социальному поступку, получению социально значимого результата. Ребенок получает опыт отношения к людям, обществу, труду, природе, традициям. В итоге наша деятельность совместно с семьей позволяет выпускать в мир нравственных граждан своей страны, у которых заложены основы духовности. И наши выпускники активно готовятся жить во благо общества, самостоятельно выбирать приоритеты и следовать им.